Раздел 1. Финансы внешнеэкономической деятельности государства
ТЕМА 1.1: Сущность и содержание финансов ВЭД
Сущность финансов ВЭД
Структура финансов ВЭД
ВОПРОС № 1: Сущность финансов ВЭД
Финансы внешнеэкономической деятельности как экономическая категория представляют собой совокупность производственных (прежде всего денежных) отношений, связанных с распределением и перераспределением части как национального общественного продукта (главным образом чистого дохода), так и части чистого продукта, созданного в других странах, и формированием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, полученных от внешнеэкономической деятельности как в иностранной, так и в национальной валюте, на общегосударственные цели, финансирование деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
Финансы ВЭД, как экономическая категория, представляют собой совокупность производственно-экономических отношений в денежной форме, возникающих в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, созданного в данной стране и в других странах, и направленных на формирование субъектами хозяйствования и государством специальных фондов денежных средств в национальной и иностранной валюте.
Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий выражают систему экономических отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств, полученных от внешнеэкономической деятельности в иностранной и национальной валите. Они включают специфические отношения между:
1. денежные отношения между субъектами хозяйствования данной страны и субъектами хозяйствования других стран по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления коммерческих кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т.д.;
2. денежные отношения внутри страны между субъектами хозяйствования по поводу предоставления займов в иностранной валюте, перераспределения валютной выручки, полученной от экспорта, в пользу предприятий, участвующих в экспорте продукции, и т.д.;
3. отношения между субъектами хозяйствования и государством (в лице бюджетов различных уровней, централизованных государственных валютных фондов) в части:
· иностранной валюты — по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов в иностранной валюте, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантии правительства и т.д.;
· национальной валюты — по поводу уплаты налогов но результатам внешнеэкономических сделок и т.п.;
4. денежные отношения предприятий с другими звеньями финансовой системы:
· банками — по поводу получения кредитов в иностранной валюте, а также в национальной валюте для осуществления внешнеэкономических операций под залог валютных ценностей, кредитов в национальной валюте с последующей конвертацией, выплаты процентов по данным кредитам и их погашению;
· страховыми организациями — по поводу страхования рисков во внешнеэкономических сделках и возмещения суммы ущерба по ним;
5. денежные отношения внутри отдельных специфических субъектов ВОД и отношения этих субъектов с другими:
· между партнерами совместного предприятия, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов, выплатой дивидендов и др.;
· внутри свободной экономической зоны (СЭЗ) — между резидентами СЭЗ и ее администрацией, бюджетами различных уровней, другими резидентами Республики Беларусь, нерезидентами, субъектами финансовой системы государства;
· внутри транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ) — между головной компанией и филиалами, правительствами стран размещения головной компании и филиалов и т.п.;
· внутригосударственные денежные отношения: формирование централизованных валютных фондов и фондов в национальной валюте от ВЭД государства и его субъектов хозяйствования и их распределение;
6. денежные отношения между государствами — по поводу
получения и погашения межгосударственных кредитов;
7. денежные отношения между государством и международными финансово-кредитными организациями (предоставление кредитов и их погашение) и др.
Таким образом, в финансовых отношениях, составляющих суть финансов ВЭД, участвует как иностранная валюта, так и национальная. Это, прежде всего, валютно-денежные отношения.
Признаки финансов ВЭД:
· фондовый характер на основе формирования централизованных и децентрализованных валютных фондов;
· возникновение финансовых стимулов для выхода предприятий на внешний рынок;
· гарантированные государством льготы иностранным инвесторам для привлечения инвестиционных ресурсов;
· участие в международных организациях и межгосударственных объединениях;
· государственное регулирование финансовых и производственных отношений.
Специфика финансов ВЭД заключается:
· в ограничении их сферой внешнеэкономической деятельности, т.е. деятельности, связанной не только с национальными рынками, но и с иностранными;
· в распределении как национального чистого дохода (экспортные операции), так и части чистого дохода, созданного в других странах (импортные операции);
· в инструментарии — наличии и функционировании в системе денежных отношений, наряду с национальной валютой, иностранных валют, различном их курсе;
· в субъектах финансов внешнеэкономических отношений: ими являются, наряду с национальными юридическими и физическими лицами (резидентами), также иностранные юридические и физические лица, действующие на территории страны (нерезиденты), государство (в лице государственных органов, в том числе имеющих статус юридических лиц) и косвенно — контрагенты за пределами государства, международные финансовые организации, иностранные государства;
· во влиянии на организацию финансов внешнеэкономической деятельности дайной страны сложившейся системы международных финансово-валютных, расчетных и кредитных отношений и т.д.
Материальной основой финансов ВЭД служат централизованные и децентрализованные денежно-валютные фонды, полученные в результате совокупности денежно-валютных отношений между субъектами внешнеэкономической деятельности.