Элементы финансовой отчетности

Международные принципы подготовки и составления финансовой отчетности, экономическое содержание ее элементов, их оценка

Международные принципы подготовки и составления финансовой отчетности. Принципы учета классифицируют в три большие группы: качественные характеристики отчетной информации, принципы ее учета, элементы финансовой отчетности.

Качественные характеристики финансовой отчетности включают толкование понятий «понятность», «уместность отчетной информации», «существенность», «надежность», «правдивое представление», «полнота», «сопоставимость», «нейтральность», «преобладание сущности над формой», «осмотрительность».

Финансовая отчетность состоит из отчетного бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о состоянии собственного капитала и распределении чистой прибыли, а также пояснений и примечаний. Приложения, пояснения и примечания являются составной неотъемлемой частью финансовой отчетности.

Принципы раскрывают общие подходы Комитета по международным стандартам финансовой отчетности к содержанию МСФО, способствуют выработке национальных подходов к стандартизации бухгалтерской отчетности. Особенность Принципов заключается в том, что выгоды от бухгалтерской информации должны превышать затраты на ее получение, представление, обработку.

Отчетный бухгалтерский баланс включает такие элементы, как активы, обязательства, капитал, а отчет о прибылях и убытках – расходы и доходы. Финансовая отчетность с приложениями и пояснениями, соответствующая принципам подготовки и составления, по мнению КМСФО, отвечает требованиям пользователей, имеющих экономическое образование.

КМСФО руководствуется при составлении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) общими принципами ее подготовки и составления. В них сформулированы общие цели, к которым стремится Комитет при разработке и утверждении МСФО. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности (далее Принципы) сформулированы в виде отдельного документа, предваряющего свод МСФО. Данный документ не является стандартом, не заменяет стандарты, не содержит требований и рекомендаций, обязательных для применения в бухгалтерском учете при подготовке и составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности. Принципы раскрывают общие подходы Комитета по международным стандартам финансовой отчетности к содержанию МСФО, способствуют выработке национальных подходов к стандартизации бухгалтерской отчетности, помогают составителям и пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе аудиторам, правильно интерпретировать отдельные положения МСФО и отражать операции, еще не охваченные стандартизацией. В документе о Принципах сформулированы различные информационные потребности пользователей отчетной бухгалтерской информации: потенциальных инвесторов; акционеров; работников предприятия и общественности; заимодавцев, поставщиков; правительственных органов – налоговых, статистических, регулирующих и др.

В Принципах излагаются основные цели финансовой (бухгалтерской) отчетности и общие концепции, лежащие в основе их составления и представления. В Принципах провозглашаются в качестве основополагающих: учет по методу начисления и допущение непрерывности деятельности предприятия в обозримом будущем.

Учет по методу начисления предполагает, что все хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности в тех отчетных периодах, в которых они совершались, независимо от получения или выплаты денежных средств (их эквивалентов). При начислении в учете фиксируются обязательства организации о будущих платежах или предстоящие в будущем поступления денежных средств. Этот метод позволяет создавать важнейшую информацию для прогнозирования будущих результатов и будущего развития предприятия, отдельных направлений его деятельности.

Кассовый метод определения выручки и любых иных показателей в целях налогообложения не может поколебать основы метода начисления для финансовой (бухгалтерской) отчетности. Оплаченные доходы и оплаченные затраты не требуют специального отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут быть получены путем корректировки любых начисленных на счетах бухгалтерского учета показателей на разность начального и конечного (по отношению к данному отчетному периоду) сальдо по соответствующему счету расчетов с юридическими и физическими лицами в ходе специального расчета без проведения каких‑либо дополнительных записей на счетах бухгалтерского учета.

Допущение непрерывности деятельности предприятия исходит из того, что бухгалтерский учет осуществляется, а отчетность составляется в предположении, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или существенно сокращать хозяйственно‑финансовую деятельность в обозримом будущем. Все стандарты бухгалтерского учета исходят из этого предположения.

Качественные характеристики финансовой (бухгалтерской) отчетности также относятся к принципам подготовки финансовой отчетности и включают толкование понятий: «понятность» и «уместность» отчетной информации, «своевременность представления отчетности, применимость для прогнозирования» и «выверки результатов», ее «надежность» и «полноту», «правдивое представление», «преобладание сущности над формой», «нейтральность», «осмотрительность», «возможность проверки», «сопоставимость», «существенность», «ограничения уместности и надежности информации».

Понятность отчетной информации совершенно естественно требует определенного минимума специальных знаний бухгалтерского учета, финансов и некоторых других экономических дисциплин. Понятная отчетная информация по содержанию и форме должна быть построена так, чтобы пользователи могли понимать ее характер и смысл. Необходимо, чтобы форма представления отчетов, заголовки документов и рубрик, наименование показателей и понятий, принятые посылки классификации и группировки четко отражали существо вопросов, исключали возможные двусмысленные толкования, но не содержали излишних деталей.

Уместность отчетной информации представляет ее способность повлиять на оценку ситуации и решение, принимаемое сейчас или в будущем, оценивать прошлое, предвидеть будущее. Отчетная бухгалтерская информация может оказаться уместной только в том случае, когда составляющие и представляющие финансовую (бухгалтерскую) отчетность хорошо знают и понимают запросы и потребности ее пользователей. Уместность бухгалтерской отчетной информации определяется понятностью, своевременностью, существенностью и возможностью быть использованной для прогнозирования и выверки полученных результатов.

Своевременность представления отчетности – важная качественная характеристика, потому что наиболее ценной для пользователей является та информация, которую они получают в нужный момент. Отчетность, поступающая потребителю с опозданием, имеет незначительное практическое значение. Трудно угодить всем и представить отчетность в сроки, полностью удовлетворяющие всех пользователей. Предполагается, что сроки представления бухгалтерской отчетности, регламентированные правительственными или иными уполномоченными на то организациями, являются оптимальными.

Применимость для прогнозирования и выверки результатов. Бухгалтерская отчетность в основном является концентрированным описанием прошедших событий в хозяйственной деятельности. Но многие пользователи стремятся прогнозировать будущий рост организации, представившей отчетность, ее предполагаемую выручку, прибыль в обозримой перспективе. Составители бухгалтерских отчетов не могут не понимать эту потребность пользователей: публикуемая отчетность должна представлять некоторую возможность прогнозирования необходимых результатов деятельности организации.

Надежность и полнота. Надежность отчетной информации определяется достоверностью, гарантирующей ее пользователям отсутствие существенных ошибок и искажений, а также полноту отражения всех существенных показателей.

На достоверность информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние:

Правдивость представления. Правдивое представление информации в бухгалтерской отчетности основано на честности ее составителей и представлении о том, что она отражает именно те операции, факты и события, которые она должна отражать, или, как обоснованно ожидают пользователи, она должна представлять именно эту информацию.

Преобладание сущности над формой. Преобладание сущности над формой при отражении в бухгалтерской отчетности отдельных хозяйственных фактов. Дело в том, что большинство хозяйственных операций по своему характеру являются договорными и их можно интерпретировать в учете с точки зрения юридической формы. Но можно не с юридической, а с экономической сущностью, которая более соответствует хозяйственно‑финансовой реальности, сложившейся в данной организации.

Нейтральность. Надежная информация не может быть предвзятой. Она должна быть объективной в отношении к различным пользователям, а составители отчетности должны быть нейтральными к объективному содержанию представляемых отчетов, примечаний и пояснений к ним.

Осмотрительность. В рассмотрении и понимании бухгалтерской информации существенную роль играет фактор неопределенности, неизбежно возникающий в реальных условиях в отношении некоторых хозяйственных операций. Поэтому при оценке этих последствий для составления бухгалтерской отчетности необходимо соблюдать определенную осторожность, осмотрительность. С одной стороны, в бухгалтерском учете неопределенных (либо не полностью определенных) событий следует проявлять большую готовность к учету потенциальных убытков или пассивов, нежели потенциальных прибылей или активов. С другой стороны, чрезмерная осмотрительность в оценке тех или иных данных может привести к нарушению правдивости и нейтральности бухгалтерской отчетной информации. Об этом необходимо всегда помнить бухгалтерам, применяющим принцип осмотрительности, с тем чтобы это не привело к прямо противоположному результату.

Возможность проверки. Содержание бухгалтерских отчетов должно строиться на основе данных системного бухгалтерского учета, записи на счетах должны быть обоснованы правильно и своевременно составленными первичными бухгалтерскими документами или результатами инвентаризации и сверки расчетов.

Сопоставимость данных бухгалтерского учета необходима пользователям для анализа хозяйственной деятельности различных организаций или одной и той же организации за несколько отчетных периодов. Сопоставление отчетных данных производится за несколько отчетных периодов:

• по данной организации;

• данной организации с другими, подобными ей;

• данной организации с показателями, средними по отрасли;

• данной организации с показателями сводной отчетности группы организаций.

Сопоставимость данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности, возрастает при соблюдении стабильной учетной политики организации, определяющей методологию бухгалтерского учета, методы оценки имущества и обязательств, систематизации операций и фактов, способов их обобщения и представления в бухгалтерской отчетности. Стабильная учетная политика предполагает, что она не будет подвергаться каким‑либо изменениям без явной необходимости.

Ограничения уместности и надежности информации. МСФО подчеркивают определенные факторы, ограничивающие возможности организаций по предоставлению уместной и надежной информации.

Составители финансовой отчетности должны знать потребности их пользователей и представлять отчетность в таком виде, который максимально удовлетворяет множественные качественные характеристики, интересующие пользователей с соблюдением коммерческой тайны и неразглашением конфиденциальной информации, способной нанести ущерб конкурентным позициям организации, предоставляющей финансовый отчет. Однако принципы исходят из того, что выгоды от бухгалтерской информации должны превышать затраты на ее получение, представление и обработку, что особенно важно для российской системы бухгалтерского учета.

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, в соответствии с основными экономическими параметрами объединяется в общие категории, которые называют элементами финансовой отчетности: активы, обязательства, капитал, расходы, доходы.

Элементы, составляющие отчетный бухгалтерский баланс и отражающие финансовое положение организации, включают понятия «активы», «обязательства» и «капитал».

Активы – это ресурсы и имущество, контролируемые данной организацией в результате операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Активы представляют собою ресурсы, способные в будущем обеспечить определенную экономическую выгоду, в противном случае они должны истолковываться как потенциальные убытки или как текущие эксплуатационные расходы и, следовательно, не должны классифицироваться (истолковываться бухгалтером) в качестве активов. Будущая экономическая выгода – это в конечном итоге поступление денежных средств или их эквивалентов либо способность заменить (и сэкономить) денежные средства. Сами денежные средства (их эквиваленты) также признаются активами.

Активы структурно состоят из имущества в материально‑вещественной форме либо связаны с юридическими правами, включая право собственности (материальной и нематериальной). Активы, составляющие имущество организации, обычно приобретаются в обмен на другие активы (деньги) либо производятся в самой организации. Расходы, понесенные организацией, не означают приобретения актива. Нужна еще обоснованная уверенность в получении экономической выгоды от него, иначе такие расходы должны быть отнесены к затратам. При идентификации активов в бухгалтерском учете и отчетности необходимо принимать во внимание законодательство страны, на территории которой действует организация.

Обязательства – это кредиторская и иная задолженность, возникшая в отчетном или предыдущих периодах, по которой имеется уверенность в том, что ее погашение (урегулирование) приведет к уменьшению экономической выгоды, т. е. уменьшению реальных активов. В обязательстве воплощен конкретный долг, который необходимо погашать, либо обязанность действовать (выполнять что‑либо) определенным образом.

Заключение договора поставки либо купли‑продажи еще не означает возникновения обязательства. Оно возникнет после доставки покупки или юридической передачи права собственности на нее. Погашение обязательств производится обычно путем передачи определенных активов кредитору или иными способами. К обязательствам относятся: долгосрочные займы и иные долговые обязательства; краткосрочные займы и банковские кредиты; кредиторская задолженность поставщикам, различным физическим и юридическим лицам; резервы предполагаемых ассигнований; планируемые пенсионные выплаты и иные аналогичные финансовые обязательства.

Капитал представляет собою стоимость активов, не обремененных обязательствами, т. е. это разница между стоимостью активов и всеми обязательствами компании. В отчетном бухгалтерском балансе элемент капитала может быть разделен на составные подэлементы, представляющие интерес для пользователей. Принципы предусматривают, что в корпоративном (акционерном) предприятии капитал подразделяется по крайней мере на три статьи: средства, внесенные акционерами; нераспределенная прибыль; резервы, представляющие выделение нераспределенной прибыли, и отдельно – корректировки, обеспечивающие поддержание капитала.

В международной и национальной практике составления финансовой отчетности многих стран резервы классифицируются по четырем основным характеристикам:

• резервы капитала, включая фонд переоценки стоимости, и резервы поступления доходов в будущем, различных дотаций и безвозмездных поступлений активов;

• нормативные резервы (установленные законодательством) и ненормативные резервы (решение об образовании которых принимается в самой организации);

• распределяемые и нераспределяемые резервы: первые из них распределятся между акционерами, иногда они и создаются только для этих целей; вторые – не подлежат распределению вплоть до ликвидации организации;

• целевые и общие резервы: первые предусматривают их использование на строго установленные цели, вторые не имеют выраженной целевой установки.

В соответствии с финансовой концепцией поддержания капитала считается, что капитал сохраняется, если его величина к концу отчетного периода за вычетом сумм, внесенных акционерами или выплаченных акционерами, равняется его величине, зафиксированной в начале того же отчетного периода. Любое превышение стоимости активов, либо снижение суммарной стоимости обязательств или того и другого вместе признается в качестве прибыли данного отчетного периода. Финансовая концепция поддержания капитала является весьма распространенной и применяется чаще всего при составлении финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

В соответствии с физической концепцией поддержания капитала исходят из того, что капитал сохраняется, если организация в конце отчетного периода имеет такой же уровень производственного потенциала или операционных возможностей, какой она имела в начале этого же периода. Прибылью отчетного периода признается остаток приращения активов после вычета величины сохраняемых физических производственных возможностей за отчетный период. Иначе говоря, прибыль представляет стоимость увеличения производственных возможностей за отчетный период, включая и производственные запасы, и финансовые операционные статьи.

Расходы возникают в процессе обычной хозяйственной деятельности, например при производстве товаров или оказании услуг. Такие расходы составляют себестоимость реализованных товаров и услуг и сопоставляются в отчетности с доходами, полученными от реализации (продажи). Неполучение доходов в данном отчетном периоде позволяет отнести расходы, целенаправленно произведенные в интересах получения соответствующего дохода, к активам в качестве расходов будущих периодов, затрат в незавершенное производство или товарные запасы. Себестоимость товаров и услуг включает: материальные затраты, заработную плату, отчисления социального характера, амортизацию.

Кроме расходов, возникающих в ходе обычной хозяйственной деятельности, МСФО определяют в качестве расходов те, которые не могут создать каких‑либо экономических выгод в будущем, т. е. такие расходы, которые не могут быть признаны в качестве активов, либо приращения имущества в балансе организации.

Расходы по обычным операциям отражаются (признаются) в отчетности о прибылях и убытках в том отчетном периоде, когда они возникли в виде уменьшения активов и увеличения обязательств, в прямой связи с доходами, поступившими по данным операциям. Соответствие доходов и расходов должно соблюдаться неукоснительно.

Доходы связаны с увеличением имущества либо уменьшением обязательств или тем и другим вместе. Они приводят к увеличению капитала организации независимо и сверх вкладов собственников.

Принципы рассматривают доходы двух типов: выручку и выигрыши. К первому относятся регулярные доходы от основной деятельности: от реализации товаров, работ и услуг; проценты и вознаграждения, дивиденды; роялти и арендная плата. Ко второму – нерегулярные, (иногда случайные доходы, возникающие от реализации основных средств и неликвидов), зачастую вовсе не связанные с реализацией (валютные курсовые разницы; штрафы и неустойки; неожиданные поступления от безнадежных должников и т. п.).

Доходы возникают в виде увеличения различных активов (денежных средств, товаров, услуг, полученных в обмен на реализуемые товары и услуги), включая дебиторскую задолженность, а также в результате урегулирования обязательств. Во всех случаях признание дохода отражается в бухгалтерском учете и отчетности одновременно с отражением увеличения активов или уменьшения обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: