Выбор оптимального объема производства

Рис. 7.8 а, в частности, показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль фирма устанавливает объем своего производства на уровне Q0, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC (на графике точка О).

Обратим особое внимание на то, что объем производства Q0 в случае максимизации прибыли больше объема производства Qmin, который соответствовал бы минимальному уровню средних общих издержек, т. е. технологическому оптимуму производства. Понятен и экономический смысл этого.

В точке Qmin достигается максимальная прибыль в расчете на единицу продукции. На графике хорошо видно, что именно здесь расстояние между кривыми АТС и Р наибольшее. Однако фирма максимизирует не удельную прибыль на единицу продукции, а валовый объем прибыли от всего производства. Поэтому ей нет смысла отказываться от выпуска единиц продукции, лежащих между Qmin и Q0. Пусть в расчете на единицу продукции прибыли для них несколько ниже, но вклад в увеличение валовой прибыли внесут и они. Ведь здесь действует неравенство MR > MC, а значит, фирма выигрывает от выпуска каждой единицы дополнительной продукции.

На рис. 7.8 б показана ситуация минимизации убытков. Фирма и в данном случае ориентируется на правило MR = MC, избирая объем производства Q0. Однако на сей раз он оказывается ниже технологически оптимального уровня Qmin.

Другими словами, при пониженном уровне цен (точнее, когда они находятся ниже точки безубыточности) технологический оптимум становится экономически недостижимым. Эту закономерность в ходе затяжного кризиса в нашей стране испытали на себе многие отечественные предприятия: низкий уровень спроса заставляет их недоиспользовать свои производственные мощности.

Первое ограничение правила MR = MC

Одновременно на рис. 7.8 б удобно проследить закономерность, свойственную не только случаю минимизации убытков, но и другим вариантам поведения фирмы на рынке. Благодаря сравнительно низкому положению кривой Р на нем хорошо видно, что кривые MR и MC имеют не одну, а две точки пересечения.

Уточнение правила MR = MC состоит в том, что оно относится только ко второму пересечению кривых. Выбор производства на уровне первого пересечения MR и MC, напротив, не обеспечивает оптимизации производства. Дело в том, что первое пересечение находится на нисходящей ветви U-образной кривой МС. И по мере увеличения производства в районе этой точки оно становится все более выгодным: до объема выпуска QK предельные издержки от выпуска очередной единицы выше предельного дохода, но сразу после превышения этого объема предельный доход начинает превышать издержки. А следовательно, как и во всех случаях, когда MR > MC, фирме надо наращивать объем производства.

Второе ограничение правила MR = MC

Наконец, при третьем (см. рис. 7.8 в) принципиальном варианте поведения, т. е. при остановке производства, правило MR = MC не применимо вообще. Прекращение производства в краткосрочном периоде целесообразно, если P < AVCmin. Как было показано ранее (см. рис. 7.6), в этом случае любой, кроме нулевого, объем производства вызывает убытки, превышающие величину постоянных издержек. Поэтому правильный выбор состоит в остановке производства, а не в выпуске продукции. Не оптимизируют финансовых результатов, в частности, и Q0, соответствующее MR = MC.

Положение части кривой MC ниже кривой MR в такой ситуации свидетельствует лишь о том, что несколько единиц продукции (скажем, с шестой по десятую деталь) можно произвести с издержками более низкими, чем уровень цены. Но вся изготовленная продукция при любом положительном объеме выпуска (будь то все шесть, все восемь или все десять деталей) производится со столь большими издержками, что они не могут быть покрыты не только полностью, но даже и в переменной своей части, за счет доходов от продажи.

Другими словами, второе ограничение правила MR = MC состоит в том, что оно не применимо при уровнях цен, лежащих ниже минимального значения средних переменных издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: