Понятие педагогической технологии

Понятие «педагогические технологии» пробивалось в педагогическую науку несколько последних десятилетий XX века. С внедрением техники в педагогический процесс заговорили о технологиях, связывая их поначалу только с ТСО. Само слово «технология» (от греч. «техне» – искусство, ремесло, наука + «логос» – понятие, учение) означает совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. В толковании понятия «педагогические технологии» существуют большие разночтения.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов (И. Волков).

Суммируя все вышесказанное, можно определить педагогическую технологию как содержательную технику учебно-воспитательного процесса, нацеленную на получение определенного результата.

Педагогическая технология может быть представлена на 3-х уровнях:

· общепедагогическом – характеризует целостный педагогический процесс в стране, учебном заведении; охватывает всю педагогическую систему;

· частнометодическом 9предметном) – синонимична термину «частная методика», предполагает совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;

· локальном (модульном) – представляет технологию отдельных честей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Структура и критерии педагогической технологии

В.П. Беспалько выделяет следующие структурные компоненты педагогической технологии:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть

а) цели – общие и конкретные;

б) содержание материала;

3) процессуальная часть – технологический процесс:

а) организация педагогического процесса;

б) методы и формы деятельности школьников;

в) методы и формы работы учителя;

г) деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

д) диагностика педагогического процесса.

Рассмотрим, как реализуется данная структура при разработке игровых технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: