Теории формального и материального образования

Критерии сравнения Теория формального образования Теория материального образования
Философская основа Рационализм Эмпиризм, с XIX века, философия позитивизма
Сторонники И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, И. Г. Гердер, В. Гумбольт, М. Н. Катков, П. М. Леонтьев Д. Локк, Ж. Ж.Руссо, Д. Дидро, Г. Спенсер, Дж. Дьюи
Основная цель Развитие интеллекта, ума, способностей на образцах античной литературы Усвоение практически полезных знаний, развитие практических умений и навыков
Тип образования Классическое Реальное
Время появления Эпоха Возрождения XVI— XVII вв.
Время расцвета XIX — начало XX в. Середина XIX— XX вв.
Доминирующие учебные предметы Древние языки, античная литература, математика Новые языки, предметы естественно-математического цикла
Типы школ Классическая гимназия, лицей, латинская и грамматическая школы Реальная гимназия, училище, техническая и профессиональная школы
Первое учебное заведение с полной программой Классическая гимназия И. Штурма (Страсбург, 1538 г.) Реальная школа А. Шпиллеке (Берлин, 1822г.)

В дидактике существует ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, последовательность их усвоения. Считается, что содержание образования в средней школе определяется рядом факторов. К числу наиболее значимых относятся следующие факторы:

• система социальных, профессиональных и культурных требований общества к выпускнику школы;

• система научных достижений, отражение в содержании образования современного уровня развития науки и техники;

• система психологических возможностей учащихся, соответствие содержания образования уровню развития школьников на различных ступенях обучения;

• система потребностей личности в образовании.

В настоящее время выделяются следующие принципы построения содержания образования в школе:

1. Включение основ всех наук, определяющих современную социальную и естественнонаучную картину мира, т.е., совокупность базовых понятий, законов, теорий, фактов.

2.Включение материала, имеющего общеобразовательное значение, т.е., значение для 'всех или большинства видов деятельности.

3.Прослеживание логики развертывания основных знаний при изложении информации о теориях и процессах.

4.Раскрытие основных областей практического приложения теоретических знаний!

5. Обеспечение реализации межпредметных связей.

6.Включение в содержание школьного образования как решенных, так и нерешенных научных проблем, важных для развития человека и общества.,

7. Показ истории развития идеи, процесса, их динамики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: