При строительстве общественных и частично жилых зданий широко применяют каркасные конструктивные системы.
В каркасных зданиях полно обеспечивается возможность трансформации внутреннего пространства, маневрирования при устройстве окон, витражей, витрин. Основные конструктивные элементы сборного железобетонного каркаса - колонны, ригели, плиты перекрытия. В колоннах предусматриваются закладные детали (стальной щит) для крепления стеновых панелей, ригелей.
Колонны изготавливаются из бетона класса В 15; 20; 30 сечением 300х300, 400х100 мм., высотой один-два этажа с одной консолью для крайнего ряда и двумя консолями для среднего ряда (рис 16 а, б). Соединение колонн между собой производится путем сварки стержней рабочей арматуры, стыки после сварки бетонируются легким бетоном.
Ригели выполняют таврового сечения с одной или двумя полками для опирания плит перекрытия и лестничных маршей (рис 16 в, г, д).
Соединение колонн и ригелей осуществляется путем сварки стальных закладных деталей, приваренных к арматуре каркаса при изготовлении конструкций.
|
|
Рис. 16. Конструктивные элементы железобетонного каркаса гражданских зданий, а) колонны одноэтажные; б) колонны двухэтажные; в) ригель двухполочный; г) ригель однополочный; д) ригель лестничный.
Рис. 17. Сборный железобетонный унифицированный каркас. 1- колонна сечением 400х400; 2-настил-распорка; 3-ригель таврового сечения; 4-настил перекрытия; 5-стык колонн.
Диафрагмы жесткости применяются для обеспечения устойчивости каркаса в продольном и поперечным направлениях. Изготавливаются в виде железобетонных перегородок, могут быть из одного или двух элементов, глухие или с проемами. Диафрагмы жесткости, устанавливаемые в замен ригеля, должны иметь полки для опирания плит перекрытия с одной или двух сторон.
С колоннами и между собой диафрагмы соединяют сваркой закладных деталей. Совместную работу элементов диафрагм и колонн достигают замоноличиванием горизонтальных и вертикальных швов бетоном высоких марок.
Горизонтальная диафрагма жесткости - диск плит перекрытия.
Связь перекрытия и элементов каркаса достигают установкой у колонн связевых и пристенных панелей перекрытий, имеющих для пропуска колонн пазы в торцах (рис 17).
Плиты перекрытий на боковых гранях имеют шпонки, обеспечивающие при замоноличивании совместность работы всех элементов перекрытия как единой горизонтальной диафрагмы жесткости.