Вопрос 5 Формирование региональных и местных бюджетов

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется на основе положений Бюджетного кодекса РФ, Федеральных законов: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 г. № 184‑ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131‑ФЭ, а также принятых в соответствии с ними актов регионального бюджетного законодательства, муниципальных правовых актов. Полномочия участников бюджетного процесса в субъекте РФ и муниципальных образованиях вытекают из соответствующих положений Б К РФ и должны быть установлены в актах бюджетного законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. По проекту бюджета субъекта РФ (муниципального образования) и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ (муниципального образования) проводятся публичные слушания.

Новации бюджетного законодательства РФ 2007 г., введенные Федеральным законом № 63‑ФЗ, принципиально повлияли на условия формирования региональных и местных бюджетов на 2008 г.

Рис. 9.2. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета в Государственной Думе РФ

Субъекты РФ и муниципальные образования получают право выбора: составление 3‑летнего бюджета либо ежегодного бюджета и 3‑летнего среднесрочного финансового плана. Например, в августе 2007 г. Правительство Москвы [56] утвердило проект бюджета города на 2008 г. и среднесрочный финансовый план на 2008–2010 гг. Доходы бюджета Москвы на 2008 г. утверждены в объеме 984,9 млрд руб., что на 131,6 млрд руб. больше, чем было запланировано в среднесрочном финансовом плане Москвы на 2008–2010 гг., расходы – 1 трлн 53 млрд руб. Дефицит бюджета предусмотрен в размере 102 млрд руб. Предполагается, что он будет финансироваться за счет средств от продажи государственного имущества Москвы, а также за счет привлечения заемных ресурсов. Как можно видеть, крупнейший по объему бюджета субъект РФ выбрал «осторожную» позицию в плане перехода к 3‑летнему бюджету. Аналогичный подход был выбран большинством субъектов РФ, однако уже в 2007 г. появились примеры формирования 3‑летних бюджетов субъектами РФ в Санкт‑Петербурге, Ленинградской области, Новгородской области и некоторыми другими.

Например, проект Закона Санкт‑Петербурга «О бюджете Санкт‑Петербурга на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» в сентябре 2007 г. был представлен на рассмотрение и утверждение в Законодательное Собрание Санкт‑Петербурга. Его основные характеристики по сравнению с 2007 г. представлены в табл. 9.2.

Обратимся далее к порядку формирования бюджета Санкт‑Петербурга. В нормативном плане следует прежде всего отметить Закон Санкт‑Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт‑Петербурге» от 20.07.2007 г. № 371‑77.

Таблица 9.2 Основные характеристики бюджета Санкт‑Петербурга на 2007 и на 2008–2010 гг. [57]

Данный закон устанавливает основы организации бюджетного процесса в Санкт‑Петербурге и определяет порядок составления и рассмотрения проектов бюджета Санкт‑Петербурга, проектов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Санкт‑Петербурга, утверждения и исполнения бюджета Санкт‑Петербурга, бюджетов ТФОМС Санкт‑Петербурга, а также осуществления контроля за их исполнением. Проект бюджета и проект бюджета ТФОМС Санкт‑Петербурга составляются и утверждаются сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Порядок и сроки составления проекта бюджета и проекта бюджета ТФОМС, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектами указанных бюджетов в Законодательное Собрание Санкт‑Петербурга, определяются Правительством Санкт‑Петербурга. На рис. 9.3 представлена последовательность составления проекта бюджета Санкт‑Петербурга на 2008–2010 гг., осуществленная в 2007 г. В соответствии с законом Санкт‑Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт‑Петербурге» губернатор Санкт‑Петербурга вносит проект закона Санкт‑Петербурга о бюджете на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга до 1 октября текущего финансового года. Одновременно с проектом закона Санкт‑Петербурга о бюджете Законодательному Собранию Санкт‑Петербурга предоставляются все необходимые документы и материалы.

Законодательное Собрание Санкт‑Петербурга рассматривает проект закона Санкт‑Петербурга о бюджете в трех чтениях (рис. 9.4).

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета Санкт‑Петербурга аналогична федеральному уровню, установленному в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на процедуру внесения поправок в рамках второго чтения: каждая поправка депутатов проходит экспертизу и отдельное голосование, установлены требования и условия подготовки поправок. Таким образом, выражено стремление освободить бюджет от популистских и необоснованных расходов.

Формирование местных бюджетов в современных условиях следует рассматривать с позиций реформы местного самоуправления, определенной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131‑Ф3, вступившим в силу с 1 января 2006 г. Построение новой системы местных бюджетов еще находится в стадии становления, поэтому в Федеральном законе № 131‑Ф3 определен переходный период до 1 января 2009 г. Как было отмечено в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2007 г.», 46 субъектов РФ приняли решение не откладывать создание полноценной системы местного самоуправления.

Рис. 9.3. Хронология составления в 2007 г. проекта бюджета Санкт‑Петербурга на 2008–2010 гг.

Реализуя принцип самостоятельности, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают процедуры составления, рассмотрения и утверждения местного бюджета, оформляют эти процедуры в муниципальных правовых актах. В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления по организации бюджетного процесса, в том числе по формированию местных бюджетов, в 2005 г. Министерством финансов РФ были разработаны модельные муниципальные правовые акты: [58] • о бюджетном процессе;

• о разработке, применении и мониторинге перспективного финансового плана;

• о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год;

• о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования;

• о контрольном органе муниципального образования;

• об установлении местных налоговых, неналоговых доходов и сборов;

• о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

• о порядке предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов из местного бюджета;

• об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда;

• об утверждении положения о порядке образования и использования целевых бюджетных фондов.

Рис. 9.4. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета Санкт‑Петербурга

Использование данных модельных актов в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в ряде субъектов РФ позволило уже в 2006 г. обеспечить формирование местных бюджетов в полном соответствии с требованиями федерального законодательства. Однако внесенные в Бюджетный кодекс РФ летом 2007 г. поправки потребовали существенной доработки модельных актов для органов местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: