Вопрос 3 Реструктуризация бюджетных расходов и бюджетного сектора

Процессы, приводящие к изменению функций органов государственного управления и местного самоуправления и их расходных обязательств, структуры бюджетных расходов, расширению организационно‑правовых форм исполнителей бюджетных услуг, источников финансирования, именуются реструктуризацией бюджетных расходов.

Смена форм собственности привела к существенному изменению структуры расходов в отраслевом разрезе, вследствие чего за годы реформ снизилась доля расходов на финансирование промышленности, транспорта, жилищно‑коммунального хозяйства, при этом увеличилась доля расходов на финансирование социальных отраслей. Во многом усилению социальной направленности бюджета способствовало резкое снижение размера государственного долга и уменьшение доли расходов федерального бюджета, направляемой на его обслуживание.

Разграничение полномочий и расходных обязательств между федеральным уровнем, субъектами РФ и органами местного самоуправления привело к соответствующему изменению структуры расходов по уровням бюджетной системы страны. Принципиально новым направлением государственного регулирования становится развитие местного самоуправления, что неизбежно приводит к перераспределению бюджетиых ресурсов в пользу нижестоящих звеньев бюджетной системы для реализации возложенных на них функций. Одним из важнейших факторов реструктуризации бюджетных расходов явилась монетизация социальных льгот, в составе федерального и региональных бюджетов стали формироваться фонды компенсаций на реализацию делегированных органам местного самоуправления соответствующих расходных обязательств, возложенных законодательством на органы государственного управления. Изменилась и структура источников финансирования социальных льгот, часть из которых стала оплачиваться за счет государственных внебюджетных фондов, тогда как ранее все подобные расходы оплачивались в основном за счет бюджетных средств.

К новым направлениям бюджетного регулирования следует отнести значительный рост расходов, производимых в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей экономики и социальной сферы, а также ведомственных целевых программ. Сегодня все расходы главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений подразделяются на программную и непрограммную деятельность. Программные методы финансирования применяются и при реализации национальных проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищно‑коммунального хозяйства. Один из аспектов реструктуризации бюджетных расходов связан с инвестиционной политикой государства. Основные задачи в части финансового обеспечения капитальных вложений связаны с замещением бюджетных источников финансирования заемными средствами и другими внебюджетными источниками. Строительство новых государственных и муниципальных объектов социальной сферы будет и далее осуществляться за счет бюджетных средств.

На уровне бюджетных учреждений наиболее показательными являются процессы оплаты бюджетных расходов при реализации основной деятельности за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Развитие такой деятельности поощряется государством, так как замещение части расходов бюджета внебюджетными источниками является одной из целей бюджетной реформы.

Наряду с реформированием бюджетного процесса и совершенствованием межбюджетных отношений деятельность государства нацелена также на повышение качества бюджетных услуг, в том числе путем развития конкуренции между исполнителями государственных заданий или заказов и открытия «доступа» к бюджетному финансированию негосударственным организациям. Связано это с тем, что при действующей модели сметного финансирования расходов на содержание бюджетных учреждений предоставление социальных услуг осуществляется на нерыночной основе, что создает конкурентные преимущества бюджетным учреждениям перед негосударственными организациями того же профиля. У большинства бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к снижению издержек предоставления услуг и повышению их качества.

Для решения указанных и других проблем в стране осуществляется реструктуризация бюджетного сектора. Рассмотрим основные направления этого процесса.

1. Административное и финансовое переподчинение ряда бюджетополучателей. Цель: соблюдение принципов отраслевой направленности основного вида деятельности; ликвидация и объединение бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранение ситуаций, при которых распределение средств бюджета одного уровня государственной власти осуществляется главными распорядителями бюджетных средств, административно подчиненных другому уровню.

2. Привлечение организаций различных организационно‑правовых форм к предоставлению услуг, оплачиваемых за счет бюджета. Участие государства в предоставлении услуг, ранее предоставлявшихся только бюджетными учреждениями, должно осуществляться с применением различных бюджетных инструментов, включающих в себя нормативно‑подушевое финансирование, государственные задания, государственный заказ и другие формы.

3. Создание новых организационно‑правовых форм, в которые смогут быть преобразованы бюджетные учреждения. Реорганизации не должны быть подвергнуты бюджетные учреждения, которые предоставляют необходимые государству услуги на нерыночной основе, ликвидация которых будет иметь негативные последствия. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом РФ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174‑ФЗ могут создаваться государственные и муниципальные учреждения нового типа – автономные учреждения, обладающие более широкой финансовой самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями.

4. Переход к новым направлениям и формам предоставления государственных услуг. Предполагается: использовать конкурентные способы распределения бюджетных средств; привлечь организации различных организационно‑правовых форм к предоставлению государственных услуг; создать финансовую привлекательность выполнения госзаданий. Под государственным заданием (заказом) подразумевается совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между государственным заказчиком и поставщиком, по условиям которых заказчик обязуется оплачивать социальные, образовательные, культурные, медицинские услуги, оказываемые населению на бесплатной основе. Принципиальным отличием является размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. Договор на выполнение государственного заказа должен заключаться на конкурсной основе в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между государственными и частными организациями, оказывающими однородные услуги.

5. Завершение перехода на систему обязательного медицинского страхования (ОМС) путем преодоления двойственности каналов финансирования медицинских учреждений (из бюджетов и фондов ОМС). Внедрение механизма оплаты медицинской помощи на законченные случаи лечения в пределах согласованных объемов медицинской помощи. Осуществление страхового финансирования амбулаторно‑поликлинических учреждений на основе подушевых нормативов.

6. Повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей при максимально эффективном использовании бюджетных средств, повышение роли бюджета как инструмента осуществления государственной экономической политики за счет обеспечения тесной связи между стратегией отрасли и задачами бюджетного финансирования. Основные компоненты бюджетного процесса в данном направлении включают в себя: создание нового механизма планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, предусматривающего определение целей, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств; соответствующие программы; направления деятельности; систему показателей, по которым будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей.

7. Проведение мониторинга финансового состояния бюджетных учреждений с целью формирования условий для их перевода в иные организационно‑правовые формы или передачи части государственных и муниципальных функций на реализацию негосударственным исполнителям. Задача мониторинга состоит в отележивании изменений, которые происходят с течением времени в деятельности бюджетных учреждений, органов государственного управления и местного самоуправления, а также анализе использования всех видов ресурсов для реализации возложенных на них функций. Результаты мониторинга должны служить базой для оценки деятельности бюджетных учреждений и определения тех из них, которые готовы к переводу в иные организационные формы.

Таким образом, реструктуризация бюджетных расходов и бюджетного сектора представляет собой многоступенчатый процесс, экономический результат от которого может быть получен при комплексном учете каждого из направлений бюджетной реформы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: