lien;, исследования — желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Но одно лишь это перечисление не исчерпывает всего разнообразия целей. Перечислим основные виды целей психологического исследования, различающиеся по содержател ь н ы м acne ктам.
Определение характеристик явления. Основанием для постановки такой цели работы обычно могут быть:
1;' Обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент
2) Противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию и теоретические представления Так, например, если вы ориентируетесь на методологию системного подхода- то ожидаете, вероятно, что имеющиеся в литературе сведения позволяют составить достаточно ясное представление о системном качестве, структуре явления, наличии подсистем, частей, иерархичности или отсутствии таковой в организации системы и т.д. Методы и формы системных описаний психических явлений можно найти в работах В.А.Ганзена (см. например, его книгу: Системные описания в психологии Л. 1984.)
|
|
При определении задач исследования следуег подумать и о том, какие именно характеристики вы будете изучать, какой набор характеристик. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам (сторонам, измерениям) явления- выделенным вами и упомянутым в письменном изложении. Желательно также указать в гек-сте- какое значение 'мест изучение данных характеристик, теоретическое. методическое, практическое- прикладное
Выявление взаимосвязи психических явлений. В работах психологов такую цаль исследования можно встретить довольно часто Необходимо обратить внимание, что установления самого факта существования связи недостаточно, чтобы работа могла быть признана законченной Явления. относящиеся к одной сфере психики или к близким уровням психической регуляции и T.rs в нормальной, 'здоровой, психике непосредственно или опосредованно взаимосвязаны Положение о единстве психики довольно давно принято в психологии и не требует дополнительных доказательств. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно
включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости, постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи.
|
|
Следует учитывать, что почти каждый психический феномен имеет различные уровни существования в структуре индивидные и личностных свойств Например, эротические любовные переживания в соответствии с представлениями различных авторов определенным обраюм обусловлены соияалыю-психологическими аспектами межличностных отношении. ду-\овны\; слоем сознания личности, рядом относительно устойчивых психических качеств, доминирующим и актуальным психическим состо»ние.у, нейрофизнологическими характеристиками индивида, его физиологиче-c!-!™h процессами, эндокринным статусом к др
Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивос-ш психики всегда имело и теоретическое, и практическое значения. В то же время оно было и остается довольно сложным видом исследования Психолог сталкивается здесь с множеством плоскостей, аспектов рассмотрения. Б.Г.Ананьев подчеркивал. что развитие осуществляется не только в биологн-ческом времени- но и в историческом, социальном. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт. формирующаяся индивидуальность. окружение, обучение, виды деятельности п т.д. Проведение исследований. ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных "поперечных" срезов или "продольных" срезов (лонгитюда!. Эти методы описаны в литературе (см Ананьев.!%?•. Рыбалко- 1°90)
Описание новок» феномена,, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают б ходе проводимого эмпирического исследован!! я. проверки гипотезы Он может быгь.^фиксирован. потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, наблюдательным исследователем при решении иных?адач Примером исследования, в котором предполагалось обнаружить эффект, является: выявление "эффекта незавершенного действия"
- большей прочности запоминания прерванных задач в сравьени,' с завершенными. Он был выявлен Б.Ф Зейгарник, проверявше!! rnnoie.iv К Левина о том. что прерванные задачи в силу сохраняющегося могиваии-онного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
Задачами исследования при такою рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекга. определение
силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.
Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Если использовать слова того языка, на котором ведется научное общение, то возникают трудности из-за внесения в него ассоциативного багажа обыденные значений. От этого чаще всего откодят, используя слова из латинского, древнегреческого языков. В русском языке в роли научного нередко выступает английский.
Ввести новые термины нетрудно, трудно добиться того, чтобы они были принять! в научном сообществе. И дело здесь не в благозвучности выбранного слова, а в том, чтобы оно было прочно связано с определенной частью реальности, известной для тек людей, которые могли бы его использовать как термин. Запомнить границы той части реальности, которая стоит за термином, довольно трудно — мешает отсутствие соответствующих оперативных единиц памяти. Последние формируются, закрепляя опыт оперирования с данным материалом Получается замкнутый круг;
.тля освоения нового опыта надо пользоваться новыми терминами, а для того, чтобы ими можно было пользоваться, нужен опыт. Часто этот круг можно "разомкнуть", выбирая слова не по критерию более точного соответствия его значения рассматриваемому классу явлений, а по точности аналогии, выражающей основную суть нового объяснения. При этом ис-полыуются либо распространенные метафоры, либо собственные яркие сравнения. Метафор-понятий много, например, в теории З.Фрейда.
|
|
Следует предостеречь начинающего исследо.вагеля от часто подстерегающего заблуждения на пути соиания нового объяснения. Заблуждение это касается случаев, когда автор пересказывает в работе своими словами то, что описано в имеющихся публикациях, употребляя не новые термины, а новые синонимы Новизна такого объяснения субъективна. В этом нет белы- поскольку чаще всего это свидетельствует о том- что исследователем достигнут очередной этап в продвижении к сути вопроса. Плохо, когда этот этап воспринимается как завершение и сопровождается переживанием свершившегося значительного открытия Большим вкладом в науку является создание таких теоретических построений, которые более просты- чем имеющиеся. Но они в том случае ценны, если отражают ту же яли большую область психической реальности- объясняют ее не менее дифференцировано и точно, чем имеющиеся теории.
Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут помочь следующие критерии
1) Обычно недостаточно введения одного нового термина Нужны новые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области.
2) Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившиеся понятий должны быть указаны, названы в явной форме
3) Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные феномены. Как следствие новых объяснений. могут быть описаны неизвестные ранее закономерности. Поставьте хотя бы мысленный эксперимент и опишите феномены, которые он выявит. Перечислите те закономерные связи между частями явления, те обусловленности. которые могут быть обнаружены при эмпирических проверках.
|
|
4) Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов, наблюдении. Обычно требуются значительный массив данных, подтверждения более частных закономерностей, связанных с доказываемой закономерностью. Четко определить сферу действия закономерности — главная задача автора. От этого зависят конструктивная сила нового объяснения.
Обобщение. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей. чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов. придания им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые автор наполняет психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.
Конечно, ученый всегда должен стремиться к обобщениям • - в этом дух науки- ее смысл. Поэтому, обобщение •— необходимый компонент исследовательской работы. Нередко студентам г, слушателям эта цель работы представляется простой, но эта простота кажущаяся, делать обобщение основной и единственной целью рискованно, если вы пишите квалификационную работу (дипломную, выпускную), которая должна быть представлена к определенному сроку и отвечать ряду требований. В таком исследовании труднее планировать получение результата, обладающего достаточной научной новизной.
Психология относится к тем наукам, в которых для обобщения- представляющего интерес не только для самого автора, но и для научной обще-
ственности, осооенно неооходима эрудированность ученого. А эта способность накапливается медленно, годами.
Создание классификации, типологии. Это также трудная исследовательская задача, требующая профессионального опыта и широких знаний. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. Если эти чадачи решены, то может быть далее определено количество видов (типов, групп) и выделены их отличительные признаки.
К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических -знаний.
Создание меюдики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами, а не только полным отсутствием диагностического инструментария для измерения интересующего вас психического качества или совокупности качеств. Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:
- повысить точность измерения, надежность:
давать более дифференцированную или более общую, полную, характеристику д качеств,
- сократить время обследования.
- расширить контингент испытуемых (по возрасту- уровню образования. состоянию психического здоровья, развития и т.д. у,
--- облегчить обработку результатов (упростить, алгоритм и зировать! Рекомендовать методику к широкому применению в различных сферах практики можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех псч<ометряческг.\ проверок, определены необходимые психометрические характеристики. Этот процесс Бесьма сложный и обычно длительный Требованнл х психометрической проверке можно найти в литературе Юб-щая психодиагностика, l^S7. Standards. 1°74.i Однако для научно-исследовательских целей и не имеющая полнон по.хомегрической проверки методика может использоваться, давать ценную информацию и иметь, таким образом, определенное научное значение.
Адаптация психодиагностической методики. Это модификация имеющейся методики для того чтобы она сохранила свое назначение. диагностические возможности при использовании ее в новой культурной-этнической, языковой среде. Адаптированная методика должна проходить те же гкто-метрические проверки, что и любая новая методика, включая
проверку на валидность (соответствие предназначению). Нередко объем работы по адаптации соизмерим с разработкой новой методики, а процесс адаптации весьма схож с процессом создания оригинальной методики. В первую очередь это относится к вопросникам или методикам, использующим вербальный стимулъный материал. Процедура адаптации и требования к ней описаны в работах ряда авторов, в том числе отечественных. (cm. например. Забродин и др., 1987.Ханин, 1977)
Необходимо учесть, что при адаптации многопарамегрических вопросников. разработанных на основе факторных решений (процедуры факторного анализа.', при числе шкал более двух-трех, очень редко удается получить такое же факторное решение, которое нашел автор методики и на нем выделили шкачы
Между перечисленными видами целей нет четкою разделения, в исследовании они обычно в той или иной степени переплетаются