Цели исследования

lien;, исследования — желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Но одно лишь это перечисление не исчерпывает всего разнообразия целей. Перечислим основные виды целей психологического исследования, различающиеся по содержател ь н ы м acne ктам.

Определение характеристик явления. Основанием для постановки такой цели работы обычно могут быть:

1;' Обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описа­ния психического явления, изучение которого достаточно актуально в дан­ный момент

2) Противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целост­ную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию и теоретические представления Так, например, если вы ориентируетесь на методологию системного подхода- то ожидаете, вероятно, что имеющиеся в литературе сведения позволяют составить достаточно ясное представле­ние о системном качестве, структуре явления, наличии подсистем, частей, иерархичности или отсутствии таковой в организации системы и т.д. Ме­тоды и формы системных описаний психических явлений можно найти в работах В.А.Ганзена (см. например, его книгу: Системные описания в психологии Л. 1984.)

При определении задач исследования следуег подумать и о том, какие именно характеристики вы будете изучать, какой набор характеристик. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам (сторонам, измерениям) явления- выделенным вами и упомянутым в письменном изложении. Желательно также указать в гек-сте- какое значение 'мест изучение данных характеристик, теоретическое. методическое, практическое- прикладное

Выявление взаимосвязи психических явлений. В работах психо­логов такую цаль исследования можно встретить довольно часто Необхо­димо обратить внимание, что установления самого факта существования связи недостаточно, чтобы работа могла быть признана законченной Яв­ления. относящиеся к одной сфере психики или к близким уровням психи­ческой регуляции и T.rs в нормальной, 'здоровой, психике непосредственно или опосредованно взаимосвязаны Положение о единстве психики до­вольно давно принято в психологии и не требует дополнительных доказа­тельств. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно


включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тес­ноты, направленности, устойчивости, постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отда­ленных, объяснить природу связи.

Следует учитывать, что почти каждый психический феномен имеет различные уровни существования в структуре индивидные и личностных свойств Например, эротические любовные переживания в соответствии с представлениями различных авторов определенным обраюм обусловлены соияалыю-психологическими аспектами межличностных отношении. ду-\овны\; слоем сознания личности, рядом относительно устойчивых психи­ческих качеств, доминирующим и актуальным психическим состо»ние.у, нейрофизнологическими характеристиками индивида, его физиологиче-c!-!™h процессами, эндокринным статусом к др

Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивос-ш психики всегда имело и теоретическое, и практическое значения. В то же время оно было и остается довольно сложным видом исследования Психолог сталкивается здесь с множеством плоскостей, аспектов рассмотрения. Б.Г.Ананьев под­черкивал. что развитие осуществляется не только в биологн-ческом време­ни- но и в историческом, социальном. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт. формирующаяся индивидуаль­ность. окружение, обучение, виды деятельности п т.д. Проведение исследо­ваний. ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрас­тных "поперечных" срезов или "продольных" срезов (лонгитюда!. Эти методы описаны в литературе (см Ананьев.!%?•. Рыбалко- 1°90)

Описание новок» феномена,, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают б ходе проводимого эмпирического исследован!! я. проверки гипотезы Он может быгь.^фиксирован. потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, наблюдательным исследователем при реше­нии иных?адач Примером исследования, в котором предполагалось обна­ружить эффект, является: выявление "эффекта незавершенного действия"

- большей прочности запоминания прерванных задач в сравьени,' с за­вершенными. Он был выявлен Б.Ф Зейгарник, проверявше!! rnnoie.iv К Левина о том. что прерванные задачи в силу сохраняющегося могиваии-онного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

Задачами исследования при такою рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекга. определение


силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очер­чивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Если использовать слова того языка, на котором ведется научное общение, то возникают трудности из-за внесения в него ассоциативного багажа обы­денные значений. От этого чаще всего откодят, используя слова из латин­ского, древнегреческого языков. В русском языке в роли научного нередко выступает английский.

Ввести новые термины нетрудно, трудно добиться того, чтобы они были принять! в научном сообществе. И дело здесь не в благозвучности выбранного слова, а в том, чтобы оно было прочно связано с определенной частью реальности, известной для тек людей, которые могли бы его ис­пользовать как термин. Запомнить границы той части реальности, которая стоит за термином, довольно трудно — мешает отсутствие соответствую­щих оперативных единиц памяти. Последние формируются, закрепляя опыт оперирования с данным материалом Получается замкнутый круг;

.тля освоения нового опыта надо пользоваться новыми терминами, а для того, чтобы ими можно было пользоваться, нужен опыт. Часто этот круг можно "разомкнуть", выбирая слова не по критерию более точного соот­ветствия его значения рассматриваемому классу явлений, а по точности аналогии, выражающей основную суть нового объяснения. При этом ис-полыуются либо распространенные метафоры, либо собственные яркие сравнения. Метафор-понятий много, например, в теории З.Фрейда.

Следует предостеречь начинающего исследо.вагеля от часто подстере­гающего заблуждения на пути соиания нового объяснения. Заблуждение это касается случаев, когда автор пересказывает в работе своими словами то, что описано в имеющихся публикациях, употребляя не новые термины, а новые синонимы Новизна такого объяснения субъективна. В этом нет белы- поскольку чаще всего это свидетельствует о том- что исследователем достигнут очередной этап в продвижении к сути вопроса. Плохо, когда этот этап воспринимается как завершение и сопровождается переживанием свершившегося значительного открытия Большим вкладом в науку явля­ется создание таких теоретических построений, которые более просты- чем имеющиеся. Но они в том случае ценны, если отражают ту же яли боль­шую область психической реальности- объясняют ее не менее дифферен­цировано и точно, чем имеющиеся теории.


Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут по­мочь следующие критерии

1) Обычно недостаточно введения одного нового термина Нужны но­вые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области.

2) Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердив­шиеся понятий должны быть указаны, названы в явной форме

3) Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные феномены. Как следствие новых объяснений. могут быть описаны неизвестные ранее закономерности. Поставьте хотя бы мысленный эксперимент и опишите феномены, которые он выявит. Перечислите те закономерные связи между частями явления, те обуслов­ленности. которые могут быть обнаружены при эмпирических проверках.

4) Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается до­казать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов, наблюдении. Обычно требуются значительный массив данных, подтверждения более частных закономерностей, связанных с до­казываемой закономерностью. Четко определить сферу действия законо­мерности — главная задача автора. От этого зависят конструктивная сила нового объяснения.

Обобщение. Цель такой работы состоит в выведении более общих за­кономерностей. чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определе­нием имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов. придания им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, рас­ширением области определения понятия. Иногда в этих целях используют­ся общенаучные понятия, которые автор наполняет психологическим со­держанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.

Конечно, ученый всегда должен стремиться к обобщениям • - в этом дух науки- ее смысл. Поэтому, обобщение •— необходимый компонент исследовательской работы. Нередко студентам г, слушателям эта цель ра­боты представляется простой, но эта простота кажущаяся, делать обобще­ние основной и единственной целью рискованно, если вы пишите квали­фикационную работу (дипломную, выпускную), которая должна быть представлена к определенному сроку и отвечать ряду требований. В таком исследовании труднее планировать получение результата, обладающего достаточной научной новизной.

Психология относится к тем наукам, в которых для обобщения- пред­ставляющего интерес не только для самого автора, но и для научной обще-


ственности, осооенно неооходима эрудированность ученого. А эта способ­ность накапливается медленно, годами.

Создание классификации, типологии. Это также трудная исследо­вательская задача, требующая профессионального опыта и широких зна­ний. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обос­нование критериев классификации, очерчивание области явлений, охваты­ваемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. Если эти чадачи решены, то может быть далее определено количество видов (типов, групп) и выделены их отличительные признаки.

К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных ди­агностических процедур, расширение возможностей прикладных примене­ний психологических -знаний.

Создание меюдики. Необходимость разработки новой методики мо­жет быть обусловлена многими причинами, а не только полным отсутстви­ем диагностического инструментария для измерения интересующего вас психического качества или совокупности качеств. Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:

- повысить точность измерения, надежность:

давать более дифференцированную или более общую, полную, ха­рактеристику д качеств,

- сократить время обследования.

- расширить контингент испытуемых (по возрасту- уровню образова­ния. состоянию психического здоровья, развития и т.д. у,

--- облегчить обработку результатов (упростить, алгоритм и зировать! Рекомендовать методику к широкому применению в различных сфе­рах практики можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех псч<ометряческг.\ проверок, определены необходимые психометрические характеристики. Этот процесс Бесьма сложный и обычно длительный Требованнл х психометрической проверке можно найти в литературе Юб-щая психодиагностика, l^S7. Standards. 1°74.i Однако для научно-исследовательских целей и не имеющая полнон по.хомегрической про­верки методика может использоваться, давать ценную информацию и иметь, таким образом, определенное научное значение.

Адаптация психодиагностической методики. Это модификация имеющейся методики для того чтобы она сохранила свое назначение. диагностические возможности при использовании ее в новой культурной-этнической, языковой среде. Адаптированная методика должна проходить те же гкто-метрические проверки, что и любая новая методика, включая


проверку на валидность (соответствие предназначению). Нередко объем работы по адаптации соизмерим с разработкой новой методики, а процесс адаптации весьма схож с процессом создания оригинальной методики. В первую очередь это относится к вопросникам или методикам, использую­щим вербальный стимулъный материал. Процедура адаптации и требова­ния к ней описаны в работах ряда авторов, в том числе отечественных. (cm. например. Забродин и др., 1987.Ханин, 1977)

Необходимо учесть, что при адаптации многопарамегрических во­просников. разработанных на основе факторных решений (процедуры фак­торного анализа.', при числе шкал более двух-трех, очень редко удается получить такое же факторное решение, которое нашел автор методики и на нем выделили шкачы

Между перечисленными видами целей нет четкою разделения, в ис­следовании они обычно в той или иной степени переплетаются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: