Желательно рассчитывать объем необходимей выбор1-:'!, используя методы математического планирования эксперимента Но ка практике это происходит редко- так как для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметрое изучаемы»;, явления, ч, кроме того. изучение методов процедур Етланиро-ванчя требует немалого времени Даже если предполагаете'! использование для этих целей прикладных компьютерных программ- пг.^олог должен достаточно ясно представлять концепцию планирования
Опрсделзняс объема выборки обусловлено исследовательскими задачами Например, в перечень поставленных задач входит исследование некоторого гсиличсского феномена, и е.рлч'.пршшо решение о том, чтобь, влияние этого феномена (псжического качеств;.-!') на другие психические феномены (качества! рассматривать, сопоставляя экспёримег.тальную и контрольную группы Вами обосновывается существование или отсутствие изучаемого феномена в экспериментальной группе н то же самое - в контрольной группе. Затем формируются группы, которые должны быть одинаковы или схожи по всем релевантным, для вашего эксперимента.
|
|
параметрам (т.е. по параметрам, которые интересуют вас и могут оказывать влияние на изучаемый феномен или зависеть от его влияния), кроме параметра, выраженность которого- является основанием для выделения экспериментальной и контрольной групп. Практически всегда психологи стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем экспериментальной и контрольной групп должен состоять примерно и', 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах Нередко сформ кровать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Чем меньше кон-трольнач группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.
Если в последующей обработке экспериментальных данные планируется применять корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0,35 и выше- то мы должны вспомнить о том. что значимыми на уровне 5"о коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например Р-^10°ь) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости 1%. например, в случае необходимости доказать ретестовую надежность методики
|
|
Если вы в обработке данных планируете использовать факторный или компонентный анализ, хотите выявить факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры
Обычно в процессе факторной обработки бычвлятотся следующие тенденции
1) -Тем" меньше признаков, в совокупности которых выявляют факторы, тем больше будет обнаружено признаков, которые ни в одном факторе не имеют выраженной нагрузки. Обычно такие признаки удаляют из по-следуюшгх шагов факторного анализа (Если только для факторного анализа не оставлены признаки, образующие гомогенную группу, т.е. принадлежащие одной сфере, одному уровню психики, сходные по детерминантам).
2) Чем больше признаков, тем больше выявляется факторов и тем более неустойчива факторная структура. Прежде всего, она сильно может измениться, если будут взяты данные, полученные на другой выборке.
даже сходной с первой по многим параметрам. Неустойчивость факторной структуры не позволяет делать надежные выводы, принимать обоснованные решения при содержательной обработке, если они строятся только на результатах факторного анализа.
Количество испытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов величины взаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем б три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ (т.е. параметров. которые вы считаете релевантными и место которых в факторной структуре вам как исследователю интересно выяснить).
Наконец, следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в д обработку Причины такой отбраковки: нет ответов на все вопросы, задания и т.д., в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией; по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию; есть "выскакивающие варианты" и др.
Конечно, забракованных протоколов может и не оказаться, но если для вас важно выдержать объем выборки как можно точнее, а "добрать" объем при необходимости сложно или невозможно, то лучше обследовать на 5-10° о больше требуемого объема, т.е. с запасом.