Актуальность исследования

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности психологического ис­следования чаще всего могут быть следующие:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящих­ся к изучаемому явлению Имеется в виду, ччо новые данные об его харак­теристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое "белое пятно" в существующих представлениях, позволят раз-решчть имеющиеся противоречия.

?-', Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

7-') Потребность в более эффективных психодиагностических и иссле­довательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4; Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия.. обучения- тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде

5) Потребность в дополнении или переработке психологических тес рий. концепций, рекомендаций с целью более полного использования и\ как представителями других наук. так и широкими слоями населения.

2.5. Планирование нсследовяния

С увеличением объема и сложности эксперимент далеко не всегда увеличивается объем информации- которую можно будет получить. Поэто­му необходимо выбрать оптимальный набор регистрируемых переменны-. продумать меры. которые помогут уменьшить влияние неконтролируемых переменных.

Начать можно с составления перечни переменны •». которые вас инте-ресуюг, которые важны для вас Затем проанализировать этот перечень и выделить ь нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые- которые вы сможете измерить, обнаружить и не смо­жете. Б ряде случаев могут оказаться полезными илг незаменимыми мате­матические методы планирования эксперимента. В других — они не смо­гут Бам помочь б решении основных вопросов.

Важно уже на начальном этапе планирования принять решение - к,ч-кие виды обработки полученных данньг< вы будего испольдавать Если вы целенаправленно из\'чаеге проявление некоторого психического качества б других психических явлениях-, и это качество можно измерять, фиксиро­вать. или оно относится к- достаточно явным характерисгикам человека (полу, возрасту и т.д.). то у вас есть возможность провести сравнительный анализ Сравнение часто проводят следующим!-; способах:; и:


1) Берут для сопоставления две илл более возрастные группы, соци­альные групп и т.п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому при­знаку, взятому в качестве основания для деления, таким образом, что вы­раженность этого признака будет разнояаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью. интравертные и экстравертные

2) Для деления могут быть использованы сушесчнуюшне нормы, уста­новленные по более широкой выборке. Но чаше полярные группы выделя­ют относительно средней величины данного признака v своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (вы­борку) делят не на две части- а на три —- выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы). По­нятно. что при этом многие различия между полярными (крайними) груп­пами становятся более яркими. Двум полярным группам уделают основное в к издание.

3) Исходя из гипотетическгх предположений или опираясь на имею­щиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лии, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями). а другую - - в качестве контрольной. При этом контрольную группу обра­зуют представители той части популяции, у которой рассматриваемое ка­чество выражено на среднем уровне, т е. как у большинства яюдей (на­пример. средний уровень самореализации), или изучаемое качество отсут­ствует I например, экстрасенсорные способности). Если оценивается влия­ние какого-либо воздействия (обучающего, коррекцнонного...,', то экспе­риментальное группу образуют те, кто был объектом этого воздействия; в контрольной группе - - те, кто не находился под данным воздействием Эксперимента-лоная и контрольная группа должмь' быть уравнены по всем значимым параметрам i'no йозрасту, уровню образования, уровню здоро­вья. социальной принадлежности идя другим) параметрам, могущим ока­зать влияние на изучаемое явление.

Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открыва­ет богатые возможности для сравнения. Сравнение - универсальный ме­тод. краеугольный камень научного анализа Определив, какой вид срав­нения может привести к наибольшему эффекту, продумайте какие матема­тические методы и процедуры вы сможете применить для всей выборки и для подгрупп.

Что касается типологии, то для ее поиска вряд ли целесообразно включать в выборку лиц. весьма схожих по целевому признаку или пред­


ставляющих полярные степени его выраженности Например, если вы зададитесь целью обнаружить типы коммуникаторов в определенной сфере практики, то не стоит составлять выборку из только умелых или только неумелых, или из весьма умелых и весьма неумелых коммуникаторов, т.е. лиц с полярной выраженностью качества. В вашей выборке должны быть представлены различные, слои и категории генеральной совокупности Это может быть достигнуто при случайном отборе, тогда принцип случайного отбора должен быть продуман, иначе в вашей выборке может оказаться значимо больше одних или других Например- особенность эксперимен­тальной ситуации мо/кет быть такова, что желание принять участие в экс­перименте чаще будут выражать умелые коммуникаторы (во'можно, им будет приятно продемонстрировать сбои качества) или неумелые (потому что будут надеяться получить по ходу эксперимента некоторую психологи­ческую помощь)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: