Проблема, объект и предмет исследования

Проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования, Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основа­ния для проведения научного исследован ия. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита. 2) осозна­ние потребности в устранении дефицита, 3) описание проблемной ситуации на естественном языке. 4) формулирование проблемы в научных терминах (Ганзен. Балин- 1°91).

Убедить своего будущего читателя в том. что проблема действительно существует, вы можете, опираясь на проведенный вами литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованное™ интересующей вас проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделить неизучен­ные и мало щученные вопросы, противоречия в понимании явления в це­лом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных

Объект исследования. Объект -- это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое- являющееся фрагментом мира самого по себе-т.е. существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук. которые его изучают Объектами психологиче­ской науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, живот­ное у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку пе­речисленные объекты являются объектами '.i друпта наук. целесообразно. называя объект психологического исследования, уточнить какое именно психическое явление у человека, некоторого людей или животных вы на­мерены изучать в рамках данной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены пол. возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые. уровень образования, про4)ессия„ род занятий, сзстояние здоровья, нацио­нальность;' т д

Предмет исследования. Предмет познания - свойства, стороны, от­ношения реальных объектов- рассматриваемые в определенных историче­ских условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, на­пример. время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным. Например, межполовые отношения v живот­ных изучает биохимия, это-тогия. зоология, психология, ветеринария. Для


каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисципли­нарном. специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и при­кладном исследовани и.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взя­ты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, видь;

поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и ин-тенснвностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Гаким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования читатель часто проясняе! для себя по контексту работы (даже если он не назван автором), то с пред­метом дело обстоит иначе Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначе­ние работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность ме­тодического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном us первых разделов текста


РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Концепция исследования

В большинстве случаев в начале н по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.

В словаре иностранных слов основное значение слова "гипотет" раскрывается как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией". Путь от гипотезы до теории обычно долгий. Начинающие исследователи нередко смешивают эти два понятия или неправомерно сближают.

Совсем необязательно, чтобы исследовательская гипотеза по масшта­бу обобщений и построений была схожа с теорией. Более того, чем кон­кретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия- тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о су­ществовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтвер­ждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического каче­ства. Такой подход вернее ускорит продвижение в разработке собственной концепции изучаемой психической реальности, чем широкие, но туманные теоретические предположения.

Сказанное относятся к гипотезам эмпирической части исследования В теорет!гческом исследовании (теоретической части исследования) целе­сообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориен­тации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желатель­но протянуть цепь предположений до наиболее общих взглядов на прр1роду


психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы' вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана. Быть свободным от влияния авторитетов, избежать притяжения к некоторым существующим эталонам научного поиска никому не удается. В этом нет большой опасно­сти для научной объективности, если автор достаточно ясно осознает имеющиеся \ него предпочтения.

При разработке концепции исследования необходимо учитывать при­роду, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых. и\ специфика в том. что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, з также постоянно меняющееся сочетание- полно­стью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельност.1-, все отно­шения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности данного конкретного человека, направляются всем содержанием внутрен­него мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого я реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружаю­щего Эта уникальность принципиально непознаваема до конца и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относи­тельно предсказуемы.

По этим причинам психологические закономерности не всегэя прояв­ляются с желаемой точностью и постоянством- а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями. '.-ючнекиями и поправками.

Это следует учитывать, когда целью исследования является разработ­ка рекомендаций, прогноз поведения- успешности деятельности, особенно­стей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления како­го-либо качества, совершения поступка моя-ет носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает иенност!', психологиче­ских рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специ­фичность. обусловленную тем. что многие рекомендации требуют учегй конкретно» человеческой индивидуальности- активного отношения лично­сти к жизненчои ситуации, t'e способностей к наблюдению, самонаблюде­нию. саморазвитию.

' Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которой организуется исследовательслая практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический пери­од.

'] S



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: