Проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования, Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследован ия. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита. 2) осознание потребности в устранении дефицита, 3) описание проблемной ситуации на естественном языке. 4) формулирование проблемы в научных терминах (Ганзен. Балин- 1°91).
Убедить своего будущего читателя в том. что проблема действительно существует, вы можете, опираясь на проведенный вами литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованное™ интересующей вас проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделить неизученные и мало щученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных
|
|
Объект исследования. Объект -- это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое- являющееся фрагментом мира самого по себе-т.е. существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук. которые его изучают Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку перечисленные объекты являются объектами '.i друпта наук. целесообразно. называя объект психологического исследования, уточнить какое именно психическое явление у человека, некоторого людей или животных вы намерены изучать в рамках данной работы.
В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены пол. возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые. уровень образования, про4)ессия„ род занятий, сзстояние здоровья, национальность;' т д
Предмет исследования. Предмет познания - свойства, стороны, отношения реальных объектов- рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, например. время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным. Например, межполовые отношения v животных изучает биохимия, это-тогия. зоология, психология, ветеринария. Для
каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном. специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовани и.
|
|
В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, видь;
поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и ин-тенснвностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Гаким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.
Если объект психологического исследования читатель часто проясняе! для себя по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.
Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном us первых разделов текста
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Концепция исследования
В большинстве случаев в начале н по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.
В словаре иностранных слов основное значение слова "гипотет" раскрывается как "научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией". Путь от гипотезы до теории обычно долгий. Начинающие исследователи нередко смешивают эти два понятия или неправомерно сближают.
Совсем необязательно, чтобы исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений была схожа с теорией. Более того, чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия- тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества. Такой подход вернее ускорит продвижение в разработке собственной концепции изучаемой психической реальности, чем широкие, но туманные теоретические предположения.
Сказанное относятся к гипотезам эмпирической части исследования В теорет!гческом исследовании (теоретической части исследования) целесообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориентации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желательно протянуть цепь предположений до наиболее общих взглядов на прр1роду
психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы' вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана. Быть свободным от влияния авторитетов, избежать притяжения к некоторым существующим эталонам научного поиска никому не удается. В этом нет большой опасности для научной объективности, если автор достаточно ясно осознает имеющиеся \ него предпочтения.
При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых. и\ специфика в том. что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, з также постоянно меняющееся сочетание- полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельност.1-, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности данного конкретного человека, направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого я реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего Эта уникальность принципиально непознаваема до конца и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.
|
|
По этим причинам психологические закономерности не всегэя проявляются с желаемой точностью и постоянством- а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями. '.-ючнекиями и поправками.
Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения- успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка моя-ет носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает иенност!', психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность. обусловленную тем. что многие рекомендации требуют учегй конкретно» человеческой индивидуальности- активного отношения личности к жизненчои ситуации, t'e способностей к наблюдению, самонаблюдению. саморазвитию.
' Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которой организуется исследовательслая практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.
'] S