Основными метода-ми научного исследования являются наблюдение. эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целярли. Ограничения, связанные с возможностью реализовать конкретные методы, нередко заставляют по-новому определять предмет исследования и пересматривать цели.
Метод -- основной принцип и способ сбора, обработки или анализа данных Методика -- 4>орма реализации метода, совокупность приемов и операций uix последовательность и взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.
Этот этап работы тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. Детализация представлений о природе изучаемого психического феномена, качества должна идти в направлении выбора тех его проявлений, признаков, которые доступны фиксации, измерению Поскольку психические явления непосредственно ненаб.тюдаемы и неизмерчемы (во всм-
ком случае, изолированно от других явлении- присущих человеку), то в
|
|
эмпирическом исследовании они могут быть обнаружены только через соответствующие каждому явлению, свойству индикаторы (признаю), референты).
При выборе методик следует учитывать во;мож кости и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надежно-
?0
ста фиксации выраженности исследуемых качеств При этом следует учитывать, что для изучения какого-либо психического явления и углубленна его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно' в качественных и количественных характеристика';, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, б сочегании данных самонаблюдения, субъективные опенок и объективных данных, доставляемых методами анализа продуктов. апп;)ра турной регистрации и т.д
При r'n'4u',i-;^ieiiu4 auooJia м^птоик целесообразно руководствоваться принципом дополнигельности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, сведения о субъективных is объективных параметрах Желательно, чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом Тогда углубленный анализ какого-либо наиболее типичного испытуемого или того испытуемого. о котором собрано больше информации, может дополнить необходимой глубинен анализ групповых показателе!"!, а групповые данные помогут полнее понять индивидуальность с" дельного испытуемого.
Если в вашем наборе есть мгтодики. позволяющие получить данные качественного характера, и методики, позволяющие получить данные количественного характера, то это облегчает интерпретацию, i Интерпретировать ре^-льтаты. полученные методиками, несущими информацию качественного характер:-;;к таковым относятся многие проективные методики;, нередко оказывается сложным делом, особенно на первых шагах анализа и интерпретации результатов. Легче начать работу с накопленным эмпирическим материалом, е.слп есть количественные показатели
|
|
Важно т.лк/ке не упускать из вид:;, что в любом психическом явлении определенным образом представлен компонент каждой из трех основных сфер псих икя по;навательнс1; эмоциональное " поведенчсско?' Позтом\ понимание любого (с немногими исключениями! психического явлс-нпя предполагает р-к-смотренис участия и взаимосвязей компонентов различных сфер псяхик.и
Часто наиболее интересными и обоснованными воспринимаются исследования. в которых использованы и известные, достаточно распространенные. -ч новые, оригинальные методики Читателю публикации легче усвоить ковыП материал, если он легки связывается с имеющим •к": прг-Bbr-iHbiyfn понятиями- уже освоенными координатами олисзш!"»
Более надежные выводы получаются- когда научные (('акты полученные по одном", методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными полученными по другим.
Выбор количества методик может быть обусловлен следующими соображения-ми. Если отсутствует достаточно ясная рабочая гипотеза и без эксперимента ее построить очень трудно, то исследователю приходится "ставить сети шире", т.е. для обнаружения факторов, влияний и связей того явления, которое находится в центре внимания, необходимо измерять большее число параметров из большего числа сфер психики и большего числа уровней психической регуляции. При увеличении числа регистрируемых- параметров возможное количество сравнений и сопоставлений при анализе возрастает примерно в геометрической прогрессии. Однако помимо очевидной стоимости против этого увеличения (время обследования, материалы, время обработки), говорит следующий фактор - - длительные эксперименты утомляют испытуемого. В экспериментах- где возможна немедленная оценка скорости и точности действий, экспериментатор может заметить это и принять в некоторых случаях какие-либо меры. Но в ходе обследования, например работы с вопросниками, когда обследуемым надоедает отвечать, у них часто возникает впечатление, что здесь много одинаковых или почти одинаковых вопросов об одном и том же. При этом может увеличиться количество ответов без достаточного продумывания или просто "каких-нибудь ответов" Выявить такое изменение отношения к ходе эксперимента или после довольно трудно.
2.7.2. Основные группы методов диагносгики.
К основным группам методов психологической диагностики можно отнести следующие:
Г) Методы измерения 4'ункциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений
2) Обсервационные методы - методы наблюдения ii самонаблюдения
3) Праксиметрическ.ие методы, основанные на анализе продуктов деятельносги.
4) Субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы и сужденп-я опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и т п.
5) Проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции.
6) Ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложен диагностом
Каждой группе свойственны сбои достинства и недостатки. Психафи-•}1!ол/).^11чсскш< данные (первая группа), полученные для разных индивидуумов в одинаковой! ситуации или для одного индивидуума в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. Но весьма существенны ограничения, с которыми связано использование психофизиологических индикаторов
|
|
— дают излишне глобальную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме.
. чувствительны к побочны",- явлениям, что влечет к появлению артефактов и делает практически невозможным их использование в реаль-кь;х жизненные ситуациях или при изучении динамического взаимодействия индивидуума и среды.
— трудно или невозможно проводить одновременно обследование не скольких лиц,
- трудоемки, нуждаются в сложном, высококвалифицированном анализе. особенно в тех случаях, когда необходимо провести длительное наблюдение за несколькими обследуемыми на протяжении большого отрезка времен)!.
К достоинствам (юсе{)(;а'чши1иых мстодог, относятся широта охвата проявлений психики и большие потенциальные возможности опознать влияние симул&ци» (намеренного преувеличения неблзгоприятньга проявлений) и диссимуляции (намеренного сокрытия неблагоприятного состояния. переживаний, ошущений...). Недостатками обсервационных методов являются:
параметры психических явлений описываются, по сути. опосредованно - по внешнему облику, движениям и т.д.. в которых никогда напрямую и однозначно переживания, активация, характеристики процессов яе отражаются'.
-- сложная система кркгернев оценки и алгоритма интерпретации.. ос-тавлч.юща-я место проявлениям субъективности даже при использовании высококвачифицнрованны"; наблюдателей; экспертов :
ilpai^'iWt'm[)U4ec'i~'ui.' метчды могут давать данные достаточно объективные, надежные. Однако многие важнейшие параметры состояния не находят адекватного отражения в результатах деятельности, болсо того. могут получить инвертированное отображение, точность измерения многих параметров мала.
В су6ьек111п<ик/ писноччых методах индивидуум сообщает о своик переживаниях, чувствах- телесных ощущениях и т.п В результате образуется описание субъективного восприятия и отношения к своему состоянию, своим качествам, успешности и т.д. Даже, если обследуемый заинтересо
|
|
ван в точных и правдивых описаниях, он может сообщить или оценить для диагноста только те ощущения или особенности своего поведения, которые он способен осознать. Описание основывается на личностных смыслах, в описаниях и оценках человек всегда опирается на свое понимание слов (в том числе относящихся к общеупотребительной лексике) и на внутренние шкалы. Нередко испытуемые не умеют правильно подобрать оценку и ответ, бывают неискренними в ответах (особенно в ситуациях конкурсного отбора). Тем не менее, эта группа методов имеет многие преимущества:
— возможность охватить внутреннюю картину психического процесса или состояния по многим аспектам,
— - ранняя диагностика изменений в протекании психических явлений (возникающее состояние, расстройства и т.п часто отражаются в первую очередь в субъективных показателях),
—- широкий перечень ситуаций, доступных для обследования как отдельного человека, так и целых групп.
— значительно более простая обработка результатов обследования. часто более однозначная интерпретация на основе сочетания качественного и количественного анализа с использованием отработанных процедур обработки и анализа.
Субъективные оценки несут ценную информацию о многих соматических процессах Stattsn H., Magnusson D. (1980) обнаружили статистически достоверное соответствие субъективных оценок переживаний и соматических реакций, возникающих в разных стрессовых ситуациях, и стабильность этих оценок во времени.
Во многих случаях диагностика, опирающаяся на субъективные опенки точнее, чем — на экспертные. По данным Р.Мартенса и Ж.Саимона по шкале соревновательной тревожности, заполнявшеися спортсменам«-можно получить гораздо более точные опенки предыгрового состояния тревоги игроков, чем оценки тренеров.
Практически всегда, и в практических, и в исследовательских целях. диагност поставлен перед выбором либо с использованием широкого набора методик обследовать меньшую по объему выборку, либо с более компактным набором или одной методикой охватить более широкую выборку. 1-1 тот, и другой выбор имеет свои положительные стороны, во многом он обусловлен целями и задачами работы.
llp'w.mwwb'.c методы наиболее ценны в клиническом, а не количественном подходе к определению свойств личности. Такие методы часто позволяют дать либо очень общую характерце гику личности- либо несут информацию об отдельных переживаниях, желаниях, представлениях индивида. Данные этих методов э4)фективны б соотнесении с результатами
других методов - обсервационных, субъективно-оценочных, со сведениями об образе жизни испытуемого, об особенностях его текущей жи зненной ситуации и ар
.[ссоччитчвные. методы по своим достоинствам и недостаткам близки к проективным Ряд ассоциативных методик позволяет осуществлять достаточно строгую количественную оценку диагностируемых качеств