Опрпаткч — стандартизованный измерительный метод, иначе — стандартизованный самоотчет (Общая психодиагностнка. S^S?) В настоящее время, вероятно, наиболее часто используемый в педологических исследованиях метод.
К недостаткам тест-опросннков часто относят излишнюю '"п{ю'я)1.;чч'~1сп!ь\ то есть, возможность сильного эффекта социальной желательности. искажающего влияния мотивации обследуемого преде гавмть себя б более приятном виде. с социально одобряемыми чертами. Однако при этом психодиагностическая ситуация при использовании тсст-опроснпков часто представ "яегст в искаженном свете. Основной аргумент "против" рождается при ч\ сопоставлении с проективным)! методами. Однако такое противопоставление ошибочно Целесообразно согласиться с?.'ненией Ф Б.Бережна о том. что трудно провести между этими двумя методическими подходами ясную разграничительную линию.
Опросным методам присущи характеристики прочих интроспективных методов. В ни;' всегда слито отображение внутреннего мира своей "игч-юст!? с особенностями его осознания Как н каждое самонабяюдение оно имеет ограниченную по.чногу и точность Однако думать, что ценность таких сведений невелик;'! было бы oo-'ibi.uoi'i ошибкой. Искать опосредованные пути диагностика переживаний. имея более прямой путь - вопросы on этих переживаниях -- было бы нерационально. За этим стояло бы также отрицание значения сознания.для личности, призн.жие неспособности наблюда"! ь •;а собой п контролировать свое состояние, поведение, деятельность. h.jm Hermans я H.Bonanus (J0^!) утверждают, чго испытуемый должен рассматриваться как согруднпк при исследовании личности. Дел,-'! обзор совр^ченныл методой гсстетозанич личности. oh!! пришли г; выводу. что пс!1'олог;;.>1 личности гдет р. -iomv, чтобь.' лрп^нать кндквюа экспертом е обтасги собственного "Я" и относящиеся к нем\ ситуаций. Это означает. что б психологическом исследовании испыгуемому должна быть отведена более акшвкая роль
|
|
Еще одну распространенную исследовательскую установку можно выразить тезмсом "неосознаваемые н недостаточно осознаваемые явления
внутреннего мира личности лучше всего исследовать с помощью проективных тестов''. Теоретическое обоснование этого тезиса представляется недостаточно ясным Здесь есть неявное допущение о том, что в ситуациях выбора из нескольких альтернатив - - например, выбора из нескольких вариантов ответа на один вопрос, сформулированный в словесной форме —- у человека влияние вытесняемых мыслей, неосознаваемых желаний. стремлений и т.п. блокируется Неизвестны эмпирические свидетельства и теоретические модели такого психического образования, которое реализовывало бы такого рода функции. Какой психологический смысл имела бы подобная структура'7 Раскрыть подобный, смысл довольно трудно
|
|
Оценка диагностической ценности проективных методов как исключительной предполагает рассмотрение неосознаваемых влечений и побуждений как имеющих безграничное первенство в регуляции поведения, как постоянно доминирующих над осознаваемыми потребностями. Самосознание личности при этом предстает как "опутанное и крепко связанное" собственными защитными механизмами и неспособное к адекватному отображению При таком взгляде волевая регуляция и самосознание личности предстают с дефнцитарным развитием у подавляющего большинства людей. Однаго это противоречит- и всей картине личностного развития, и действительной регуляции поведения и деятельности Если бы человек был щепкой в потоке собственных влечений и импульсов, ни о каком становлении тучности. стремлении к самореализации, жизненных целях, ценностях и многих других важнейших феноменах и факторах личности нельзя было бы говорить. Эти понятия были бы попросту лишними для психологии. Разумеется, сказанное не отрицает реального значения неосознаваемых явлений для всей психической активности и целесообразности использования проективных методов
Следует помнить, что квалифицированный психолог, как правило, отдает себе отчет в том, что прямая интерпретация отдельного ответа имеет весьма ограниченную ценность. Необходимо рассмотрение совокупности ответов, сравнение шкальных оценок с данными по всей выборке, сопоставление результатов по одной методике с результатами по другим и т.д
Другой аспект связан с "прозрачностью" опросников. которая якобы подталкивает обследуемых в своих ответах ориентироваться на "социальную 4Ct'Jiiimt':iwocmb~ определяемого личностного качества. Без сомнения, последний феномен проявляется часто, причем нередко неосознанно. Но нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно. как и считать, что сравнение с другими методическими подходами не в пользу опросников Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна. Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только
им, но я другим методам, в том числе н многим проективным. В-третьих, неверно считать, что социальная желательность возникает is влияет на поведение только в ситуации тестирования. Трудно представить себе это (феномен как обусловленный некоторым личностным качеством с узкой направленностью детерминации. Скорее всего- данное качество обусловливает различные виды поведения индивида в различных ситуациях. Определение выраженное г я этого качества составляет важную часть предмета диагностики. Стремление же обследуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например, в ситуациях конкурсного отбора, действительно не редкость Но, во-первых, любому диагносту., имеющему практический опыг известно, что это чаще делается неумело. бе'.'. чувсп-;а меры. и обнаружить такие попытки нетрудно- либо анализируя результаты самого опросника, либо дополнительными к опроснику приемам». Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.
Преимущество опросннков, снабженных вспомогательными шкалами. состоит в том, что многие из ни;': позволяют получать количественные оценки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества v отдельного кндивнда с его распространенностью и выраженностью б популяци)-;
2.7,4. Значение физиологических показателен
В настоящее время во многих психологических исследованиях, часто в неявной форме, продолжает существовать исследовательская парадигма придания физиологическим данным статуса ''объективных". Понятие 'объективные" имеет множество значении. В дачном контексте такие данные воспринимаются как более надежные н достоверные в сравнении с лсихологнческими, как имеющие большую значимость, подтвержденную практикой Допускается, что на них можно опираться, проверяя правильность психо.чогическ!-х интерпретации я выводов, используя их как основу доказательств При этом упускается из вида- что такая парадигма полностью противоречит многим проверенным принципам и теориям теории управления, теорш-; систем, кибернетическим принципам, основным принципам биологиг
|
|
В целостной психофизиологической организации человека психика занимает верхние уровни регуляции Иначе природа человека, как существа социального, и не может быть устроена. Эта позиция в основе тех под ходов, которые разрабатывал Б Г Ананьев и другие выдающиеся ученые-пспхолога
Субъективный характер психической реальности не превращает ее в реальность "второго сорта". Изучение этой реальности в психологических исследованиях может и должно быть, при возможности, сопоставлено с данными биохимических, физиологических, медицинских, социологических, педагогических и др. исследований. Парадигма междисциплинарного подхода достаточно утвердилась в современной науке. Однако эта парадигма не содержит оснований принимать данные какой-либо из перечисленных дисциплин как критерий объективности по отношению к другой дисциплине.
Т.Сох (1985), рассматривая современные теории стресса пришел к выводу, что прямая физиологическая оценка стресса невозможна; возможно лишь выявление его физиологических коррелятов. В центре определения понятия стресс должно находиться психологическое состояние индивида с учетом восприятия им своего окружения и эмоциональных реакций по отношению к этому окружению.
Обсуждаемый взгляд на психофизиологические показатели вполне характерен для ряда исследований психических состояний. Подходы, в которых используются один или несколько физиологических индикаторов состояния и устанавливаются психофизиологические корреляты поведения и состояния, нередко страдают недооценкой зависимости состояний от особенностей личности, сознательного характера процессов саморегуляции (Наенко, 1973). С другой стороны, влияние парадигмы "объективности" физиологических показателей сказывается в том, что считается недопустимым изучать психологические регуляторы состояния без привлечения психофизиологических параметров. Вероятно, данная асимметрия в методологическом взгляде является следствием длительное время существующего рассмотрения психологии как ветви философии, как науки, которой не нужны (или даже чужды) методы, процедуры и критерии естественных наук.
|
|
Экспериментально установлено, что в некоторых пределах существует обратное отношение между вегетативным возбуждением (измеряемым при помощи КГР) и возбуждением, выражающимся в поведении: более сильным проявлениям возбуждения в поведении у многих лиц соответствует более слабая вегетативная реактивность, и наоборот. Замечено, что изменения в деятельности различных внутренних органов и систем (кровообращения, дыхания, пищеварения) при эмоциональном возбуждении не одинаковы по величине; в определенных условиях изменения в одних органах бывают более значительными, чем в других (Рейковский, 1979,).
В эксперименте Randall Т., Crabtree D., Antrim L. (1989) изучалась связь между личностными и физиологическими изменениями при стрессе.
Личностные характеристики оценивались с помощью опросника, физиологические -- при помощи заданий на слежение. Выявлено, что эти два вида дзнньех несут противоречивую информацию. Благополучные 4)изиологиче-ские показатели могут маскировать снижение эффективности в достижении конечного результата (Завалова, Пономаренко. 1983). Сложны и неоднозначны отношения между успешностью выполнения деятельности и мобилизованностью, оцениваемой по различным физиологическим и психологическим параметрам (Маришук. 1974; Одерышев. 1981; Рапохин. i98!.Хилова,!974).
Изучая взаимосвязи физиологических и психологических показателей в стрессовых состояниях Л Леви П^7!)) пришел к. вывозу, что физические характеристики стрессовой ситуации (шум, свет- задача- которую необходимо решить) меньше влияют на уровни выделения катехоламинов (широко используемый физиологических индикатор степени эмоционального возбуждения), чем отношение испытуемого к экспериментальной или жизненной ситуации, во всей ее полноте.
Разнообразие и сложность психических явлений больше, чем физиологических. Психическая активность — более высокий (по сложности) уровень движения материи. В нем переплетаются экономические, политические. этические, эстетические.. и, наконец- собственно социальные факторы в их более узком значении как влияние общества, различных групп, отдельных личностей и отношений между ними. Г.Н.Хилова (1974) привозит данные, доказывающие значительно большую диагностическую ценность психологических методов в экстремальны»; условиях по сравнению с физиологическими. В ряде исследований такими тонкими индикаторами переносимости экстремальных воздействий оказались показатели эмоциональной сферы, самооценка, показатели памяти.
Для того чтооье физиологические показатели можно было взять как критерий для различения вариаций психологических параметров, должны быть изучены более основательно проявления индивидуальности в физиологических реакциях. Например, стресс- вызванный психологическими причинами, в отличие от физиологических, не всегда приводит к стереотипным. ожидаемым реакциям. В центре внимания физиологов довольно долгое время находятся низкие корреляции различных индикаторов стрессовых реакций, например, таких, как частота пульса и электропроводимость кожи. Учитывая низкие корреляции между показателями реакций автономной нервной системы, были предложены на обсуждение понятия специфичности стимула и реакции. Термин "специфический стимул" выражает идею, возникшую в психосоматической медицине --- идею, по которой каждый тип угрозы порождает свою собственную характерную сово-
купность симптомов (Лазарус. 1970). Специфичность реакции имеет место тогда, например, когда при наличии угрожающей ситуации у одного индивидуума постоянно повышается кровяное давление и не учащается пульс, у другого учащается пульс и падает кровяное давление. "Эту специфичность реакции, может быть, более целесообразно назвать индивидуальным реактивным стереотипом, особенно в том случае, если мы предположим, что в основе этого стереотипа лежат не только конституционные физиологически, но и психологически факторы" (Лазарус, 1970, С.202). Значение понятия реактивного стереотипа в том, что у любого индивидуума важно знать его наиболее чувствительный или реактивный физиологический индикатор для того, чтобы сравнивать интенсивность его стрессовой реакции с реакцией другого индивидуума.
Стоит прислушаться к словам одного из наиболее авторитетных современных исследователей эмоций и стресса Р.Лазаруса: "анализ физиологического стресса не ведет к пониманию психологического" (Лззарус. 1970. С.206).
Эти выводы вполне созвучны оценкам сложной и противоречивой природы эмоций, без участия которых невозможно представить ни одно психическое состояние. Schwartz G.E. (1982). обобщая проведенные им и его сотрудниками многие эксперименты, утверждает, что нельзя назвать отдельный субъективный, физиологический или поведенческий показатель. который можно было бы рассматривать как "чистую" меру определенной эмоции. Любая эмоция представляет собой сложную интегрированную психобиологическую систему, включающую специфические проявления подсистем. Как правило, эмоции проявляются в различных комбинациях и у разных индивидов степень проявления этих подсистем -значительно варьирует.
Итак, нет оснований рассматривать физиологические индикаторы как достаточно простые и объективные, поскольку их внутренняя картина не менее сложна, чем у психологических показателей. Важно подчеркнуть, что сами они в свою очередь зависимы от психологических факторов. Это не опровергается ни психологами, ни физиологами, но. тем не менее, без развернутых обсуждений и явно выраженных оценок, молчаливо принимается, что физиологические индикаторы более надежны при исследования многих сторон человеческого поведения, деятельности, состояния; резервов человека и т.д. Данная ситуация интересна и многозначна, вероятно. она станет в будущем предметом обстоятельного методологического и историко-психологического анализа для многих ученых.
Сказанное в этом разделе не ставит под сомнение необходимость и значение психофизиологических исследований Разумеется, функциониро-
ванне нейрофязиологического субстрата не может не обусловливать всю психическую активность. Моим намерением было лишь привлечь внимание к необходимости постоянного учета взаимовлияния процессов, протекающих на ражых \'ровяя\. в разных плоскостях жизни человека
Духовное- душевное (психическое, ментальное) и телесное бытие человека неразрывно. Слияние этих трех миров в человеческом существе создает его уникальность как космического явления. Любой значимый процесс индивидуального бытия имеет свои проявления в каждой из трех сфер. Например, экзистенциальный вакуум (термин Виктора Франкла;, душевная (психическая) опустошенность н тягостные телесные ощущения (внтальная тоска) — могут быть одним и тем же явлением, нераскрытым с равных сторон и по-разному описанным. Какое проявление поставить в центр внимания, а какое рассматривать как связанное с ним (как "коррелят") — зависит от выбора предмета и целей исследования. Ошибочно оценивать какое-то из них как более значимое или более лостовер-ное. чем другие.