Можно выделять несколько основных аспектов использования компьютерной техники.
)) Ki'i.\-irihwm.epiii)L' rцк'^•\^::n•ч!l^.:ч^1.ш^• c'muMy.'ihur'u ичфорлчп^ии Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познаватсльнык процессов, интеллекта, разработки нового поколения ингегральных индикаторов и вообще всо средств отображения информации в автоматизированных системах
2') ЛЪл^гьмтогу'.''''-1^ ynf'iiHi.'ir/iitt' экспериментам. Применение современной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы «режташ, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и т.д.), и выбора варианта программы эксперимента соизмерима со скоростью реакций я изменений в организме и психике человека или превышает их, то управление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценки величины психофизиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации, диагностике и прогнозированию состояния человека и многих других параметров,
|
|
3) Оруинизыгтя хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач: возможность хранения очень больших объемов информации, оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информации одновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов и принципов организации.
•-О Обработки получениш- (>анчы:\' Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработке данные. Многие процедуры математической обработке могут быть ^ализованы только на вычислительной технике Представление полученных данных с использованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления
Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить ручную обработку и вычисления с калькулятором- но и дать возможность использовать мощные формализованные процедуры, например математическую теорию образов.
5) /Сомпьюгпгрп/ч' т'г1Х(\'111,'ичцск(к'.vnwe.'nipiffsaniii' Компьютер предоставляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут- значительно повышать также их использование для обучения и тренировки
Нельзя отрицать огромного влияния информационных технологий на многие стороны нашей жизни Но нет оснований считать его беспредельным Без сомнения, центральной фигурой теоретического и прикладного исследован)!.?!. психодиагностической ситуации остается специалист. ?. основными факторами — личность специалиста, его интеллек?, профессиональные знания и опыт, интуиция. Во многих случаях использование компьютера добавляет удобство, что никак не следует умалять, но принципиально ничего не меняет.
|
|
Значительно расширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследования системы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами "Excel". "Paradox". "Statistica" функционирующие в среде Windows.
Многие отечественные психологи недостаточно активно осваивают современные информационные технологи!!, вероятно, из-за неточных представлении с xapascrepe работы с пользовательскими программам;';
Может быть из-за того, что такого рода работа воспринимается как тесно связанная с необходимосчьто хорошо знать математику п уметь программировать Программирование оценивают как удел избранных. 'Это ошибочные представления.
В настоящее время существует множество компьютерных программ для пользователей разного уровня подготовленности, квалификации He-следователи, и?у1еющие потребность сократить объем рутинной обработки информации, не оказываются перед выбором; изучать или не изучать программирование. Если изучать, значит потратить на это несколько месяцев или более
Многие современные мощные системы позволяют, не изучая никакого шыка программирования, йвтома'; изировать различные лоследовательяо-стц длинныл рядов рутинных onepair.i-.ii. Делаегся это с исполъюьанием специальных функций "макросов" Компьютеру достаточно ука;1а-(ь начало и конец часто повторяемого набора операций, присвоить имя этому набору В дальнейшем этот набор будет выполняться автоматически, поел'--указания его имени. Такая работа будет своего рода программированием она даст возможность убедиться, что в этом нет ничего слишком сложногс-"|учше один раз попробовать, чем много pa.', сомневаться получится или нет Наградой будет время, которое можно посвятить творческой работе