Обязательными моментами выступления, требующими хотя бы краткого освещения в докладе, являются следующие.
1) Цель и задачи исследования (не более 5 задач).
2) Методы и методик (в большинстве случаев достаточно лишь назвать).
3) Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов): количество, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.
4) Процедура исследования (в общих чертах.)
5) Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо только, если использовалась оригинальная или мало известная методика. Часто достаточно лишь перечислить какие именно показатели подсчитывались.
6) Основные результаты исследования. Лучше этот раздел структурировать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования. а не с использованными способами обработки данных.
7) Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.
Время для выступления -— 10-12 минут. Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать его объем доклада.
Типичные ошибки выступления на шщиге выпускной раб(пы
1) Выступающий обстоятельно доказывает актуальносгь исследования.
Лучше исходить из тою, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений. Если вы в выступлении называете задачи исследования, то степень актуальности становится еще яснее бе» развернутого аргументирования.
2) Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы
Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.
3) В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратно.
Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась paooia Если и\ нет, комиссся вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.