Оглавление. В нем указывают страницы не только глав и параграфов, но и подпараграфов, если последние пронумерованы.
Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, а также цель работы. Во введении следует сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходимость ее проведения.
Аналитический обчор (состояние вопроса) должен полно и систематизировано излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследовании по вопросу, которому посвящена данная работа, и по смежным вопросам (при необходимости), возможны'? пуги решения я.з.ачи Завершить аналитический обзор вопроса желательно обоснованием выбранного направления вашей научной или научно-практической работы.
Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Обоснование выбранного направления работы не следует подменять обоснованием целесообразности (или необходимости) самой работы. Обычно аналитический обзор является в чекоте первой главой. Описание методик, содержания и результатов работы. В этих разделах работы должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные.
|
|
В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено
Ряд "трудностей вызывает у выпускников описание экспериментальной части исследования. В этой части работы должны быть представлены следующие сведения.
1) Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссыпки на источники информации или поместить в приложении описание методик.
2) Описание выборки испытуемых: количество- состав по полу, возрастные параметры — средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социо-демографические характеристики.
|
|
3) Описание условий и процедуры эксперимента
4) Сводные таблицы сырых данных. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении, В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типтгчных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.
5) Список всех признаков, которые были включены в математико-статистическую обработку: номер признака и название параметра, который ';а ним стоит.
6) Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных.
7) Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
По факторному анализу обычно пршзодятся итоговые решения, но если промежуточные решения дают интересные факты для обсуждения, то помещают и их.
Эти разделы завершаются интерпретаций (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием их возможного применения.
Обычно описание методик, содержания и результатов работы составляет две или три главы текста.
Выводы. Общие выводы (выводы по всей работе) лучше представить в тексте как ее самостоятельный раздел, как малую по объему главу.
1) Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.
2) Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.
3) Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
Нередко встречаются дипломные работы, не содержащие выводов. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной квалификационной работы. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключением. Заключение — это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возмож-
ных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контннгентам испытуемых и т.п. Обсуждение этих тем не может заменить выводы.
Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения - уже не нуждающиеся в доказательствах. Выводы должны быть конкретными Подробное описание сферы действия обнаруженных закономерностей указание на категорию людей (возраст, пол. уровень здоровья, психическое состояние.. ',), к которым применимы выявленные характеристики, не уменьшит кх значимости, но сделает их более точными и интересными для специалистов. Опасность неоправданно широких формулировок в выводах подстерегает не только начинающих исследователей.
В выводах целесообразно отметить, б рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, вполне возможно, что сделанные выводы должны быть отнесены только к тон категории испытуемых, которая выступила объектом исследоваяпя (к людям с определенным!' личностными особенностями и межличностными огношениямг.. уровнем развития и др >
|
|
Давать полное описание того. как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых вы получили доказательства. Не следует приводить имена млн псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции г другие детали. Выводы — это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной вами работы. Читатель, интересующийся частными аспектами, совокупностью доказательств и их обоснованностью, достоверностью результатов может обратиться, при желании- к тексту работы.
Постарайтесь написать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных психологических исследований, но я психологам-практикам, з также сдециалиста?.!-работающих в других областях (педагогам, врачам, социальным работникам.)
Заключение. В разделе "Заключение" намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальнуа^ ценность результатов рабогы.
В конце Заключения следует указывать, че?." завершена работа, получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, законо-
мерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлений; составлением инструкций, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов
Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это указывается в заключении.
Обычно Заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упоминание. и цитирование).
|
|
Приложения. В приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст.
К вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных, протоколы опытов; описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции, методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, их следует объединять по видам.