Построение текста дипломной работы

Оглавление. В нем указывают страницы не только глав и парагра­фов, но и подпараграфов, если последние пронумерованы.


Введение должно кратко характеризовать современное состояние на­учной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, а также цель рабо­ты. Во введении следует сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходи­мость ее проведения.

Аналитический обчор (состояние вопроса) должен полно и система­тизировано излагать состояние вопроса, которому посвящена данная рабо­та. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследовании по вопросу, которому посвящена данная работа, и по смеж­ным вопросам (при необходимости), возможны'? пуги решения я.з.ачи Завершить аналитический обзор вопроса желательно обоснованием вы­бранного направления вашей научной или научно-практической работы.

Обоснование выбранного направления должно показывать преимуще­ства выбранного направления работы по сравнению с другими возможны­ми направлениями. Обоснование выбранного направления и рабочая гипо­теза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Обоснование выбранного направления работы не следует подме­нять обоснованием целесообразности (или необходимости) самой работы. Обычно аналитический обзор является в чекоте первой главой. Описание методик, содержания и результатов работы. В этих раз­делах работы должно быть подробно и последовательно изложено содер­жание выполненного исследования, описаны все промежуточные и оконча­тельные результаты, в том числе результаты отрицательные.

В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено

Ряд "трудностей вызывает у выпускников описание экспериментальной части исследования. В этой части работы должны быть представлены сле­дующие сведения.

1) Полный перечень использованных методик, их описание, обоснова­ние выбора методик. Если в работе использовались известные (распро­страненные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо при­вести ссыпки на источники информации или поместить в приложении описание методик.

2) Описание выборки испытуемых: количество- состав по полу, воз­растные параметры — средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социо-демографические характеристики.


3) Описание условий и процедуры эксперимента

4) Сводные таблицы сырых данных. Полные копии протоколов экспе­римента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении, В приложении также можно поместить и несколько наибо­лее интересных или типтгчных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.

5) Список всех признаков, которые были включены в математико-статистическую обработку: номер признака и название параметра, который ';а ним стоит.

6) Первичные статистики. Можно привести только основные, помес­тив их в нижних строчках сводной таблицы данных.

7) Описание математико-статистического анализа, сведения об уров­нях значимости, достоверности сходства и различий.

По факторному анализу обычно пршзодятся итоговые решения, но ес­ли промежуточные решения дают интересные факты для обсуждения, то помещают и их.

Эти разделы завершаются интерпретаций (объяснением со своей точ­ки зрения) полученных результатов и описанием их возможного примене­ния.

Обычно описание методик, содержания и результатов работы состав­ляет две или три главы текста.

Выводы. Общие выводы (выводы по всей работе) лучше представить в тексте как ее самостоятельный раздел, как малую по объему главу.

1) Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2) Выводы должны содержать оценку соответствия результатов по­ставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3) Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложе­ния задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Нередко встречаются дипломные работы, не содержащие выводов. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной квали­фикационной работы. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключением. Заключение — это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изу­чения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспек­тивность использованного подхода, высказать предположение о возмож-


ных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апро­бировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контннгентам испытуемых и т.п. Обсуждение этих тем не может заменить выводы.

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержа­тельные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения - уже не нуждающиеся в доказательствах. Выводы должны быть конкретными Подробное описание сферы действия обнаруженных закономерностей указание на категорию людей (возраст, пол. уровень здоровья, психическое состояние.. ',), к которым применимы выявленные характеристики, не уменьшит кх значимости, но сделает их более точными и интересными для специалистов. Опасность неоправданно широких формулировок в выводах подстерегает не только начинающих исследователей.

В выводах целесообразно отметить, б рамках какого подхода получе­ны результаты. Кроме того, вполне возможно, что сделанные выводы должны быть отнесены только к тон категории испытуемых, которая вы­ступила объектом исследоваяпя (к людям с определенным!' личностными особенностями и межличностными огношениямг.. уровнем развития и др >

Давать полное описание того. как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помо­щью которых вы получили доказательства. Не следует приводить имена млн псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции г другие детали. Выводы — это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной вами работы. Читатель, интересующийся частны­ми аспектами, совокупностью доказательств и их обоснованностью, досто­верностью результатов может обратиться, при желании- к тексту работы.

Постарайтесь написать выводы в такой форме, таким языком, кото­рый понятен не только специалистам, имеющим опыт научных психологи­ческих исследований, но я психологам-практикам, з также сдециалиста?.!-работающих в других областях (педагогам, врачам, социальным работни­кам.)

Заключение. В разделе "Заключение" намечают пути и цели даль­нейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальнуа^ ценность результатов рабогы.

В конце Заключения следует указывать, че?." завершена работа, полу­чением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, законо-


мерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов ис­следования; получением качественных и количественных характеристик явлений; составлением инструкций, руководящих материалов, рекоменда­ций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разрабо­ток; получением прочих положительных результатов

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это указывается в заключении.

Обычно Заключение является последней частью основного текста ра­боты. За ним следует список литературы, включающий все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упомина­ние. и цитирование).

Приложения. В приложения следует включать вспомогательный ма­териал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных, протоколы опытов; описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции, методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. Приложения необхо­димо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, их следует объединять по видам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: