Наглядное представление результатов

Наглядное представление информации мо/кет способствовать перехо­ду осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, то есть считается, что при лю­бом зрительном предъявлении информации достигается наглядность. Воз­никновению наглядности может способствовать а.» отображение только релевантных для данной задачи связей г, параметров рассматриваемого явления, б» зрительное отображение информации с учетом особенностей восприя-лзя и воображения. Следует помнит!; об ограниченности объема восприяшя Если для восприятия ииформацич данного вида оперативные единицы восприятия не сформированы, то можно ожидать, что макси-мапьным числом одномоментно охватываемых единиц будет 5 - 0 Повы­сить эффективность восприятия можно ia счет грамотного кодирования зрительной информации (см., например, ГОСТ 21829-76 СЧМ. Кодирова­ние зрительной информации. Общие эргономические требования),

Диаграммы испол-о зуются, главным образом, для изображения соот­ношении между величинами. Это способ графического изображения вели­чин при помощи фиг\р ('секторов, столбцов и т п i, плошади которых про­порционально! эти." величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма субъективных оценок интенсивности чувств v леш с сгрдечно-сослдястыми расстройствами. На оси абсцисс отложены номера чувств, данные о кото­рых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартных бал­лах.


Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:

S - бодрость, 2 - радость, 3 - азарт. 4 - гнев, 5 - страх. 6 тревога: 7 растерянность, 8--стыд: 9-вина. 10-печаль.!1 безразличие.

Совмещенные дчагралшы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный раз­мах варьирования ^наченгй признаков, величина которых отображается на оси ординат. используются две вертикальные оси ординат [слева и спра­ва', каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отобра-л.ены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, на­пример ё абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения.i размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме Однако следует помнить. что лучше читаются диаграммы, имеющие п.; более трех-четырех линий < кривых i. При любом характере расположения их не дод/кно быть более шести в одной диаграмме

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, напрн-!чер в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков или со­бытии В ходе анализа данных и их описания часто 1ребуется соотносить


встречаемость признаков у разных подвыборок (частей выборки) с встре­чаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использо­вана диаграмма центрированных процентов встречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представ­ляющих данные в центрированных вел1гчинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2 пред­ставлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно­сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 3 -— диаграмма цен­трированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чув­ства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов грех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диа­грамме представлены не абсолюгные величины процентов, а только вели­чины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здо­ровых).

!>сгпре_ш^мость ^ly/icm'; (^JHJ'i^'nwa.t^J.^wi с сс;юечч<1-с<1С\'(11Ччпы.\ш расстроистаа.ми и зОороаыу

померами на оси абсцисс обозначены чувства:

Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:

1 - бодрость, 2 - радость, 3 - азарт: 4 - гнев: 5 - страх 6 - тревога, 7 -растерянность: 8 - стьщ, 9 - кипа: 10 - печаль: 1 i безразличие.


На диаграмме (рис.2) линия 1 соединяет проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии {а= 1.3), линия 2 — гипертони­ческой болезни (п=24), 3 -— швем и ческой болезни сердца (п=26). 4 — у здоровых людей (п=349).

Истречаемость чувств (е ife'lmpufwfiannhi.x процентах) при сер^ечна-сосубистых расстройствах

Секторная диаграмма — диаграмма, в которой числа (обычно про­центы) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Гистограмма -- столбчатая диаграмма частотного распределения По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдении, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, делен­ные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками, для любой гисто­граммы равна единице или сумме всех частот (общему числу случаев) Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каж­дым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, рас­положенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его


частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными от)х'зками.

Аналогом диаграммы является полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов

Столбчатые диаграммы и полигоны сгроятсч в прямоугольной системе координат, б которой на оси Х отмечаются чначения или порядок при змака-иа осп \ численность, доля и т п. Градации на оси Х могут быть выбра­ны но усмотрению исследователя, л отрезок, служащий основанием прямо­угольника- равен масштабу соответствующего интервала Ширина прямо­угольников одно»' и той же гг.стограммьт может быть различной, c-c'i'.i ряд распределен по признаку с неравными интервалами.

Графики следует использовать, когда надо отобразить общий харак­тер Функциональной зависимости. Термин "грасЬик" очень часто использу-етсч как синоним термина ^диаграмма". В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше вошожностей выполнять операции интерполпрова-кич. предсказан!';- какой-либо величины

Могут быгь использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (, графиков)

11 Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, что­бы быть понятными сами по сео". Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2) На одно диаграмме, как правило, не должно быть больше четырем кривых во нэбсжакче неразберихи

."': Надписи "з осях диаграмм следует располагать внш\ и слева.

4) Линии на графике должны быть разно?! толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толше неоцифрованных. Когда используются десятилинейные интервалы между цифрами, пятая '.средняя, линия должна быть тоньше, чем оцифрованные линии, но толше других неоцифрованных лнкчй.

5; Для обозначения точек наблюдения на кривых: рекомендуется ис­пользовать кружки- квадрать! или треугольники! контурные, с заливкой, с дополнительными элементами \' т.п)

& Шиилиипх рскоме иду г гс к ислользовять ве'.;)тж..альные линии для бо-'iec четг.ого разделения столбцов или делать промежутки ме:.кд\ ними ье менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выде­ления главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры- чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.


Диаграммы и профили используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонент­ных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по фак­торам Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования -- отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.

В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения (см. В. К. Гайда, В.П.Захаров. Л.. 1982).

Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.

Вариативность профиля является характеристикой устойчивости дос­тижений, общей одаренности или социальной адаптированное™ личности

Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу. диагнозу, прогнозу.

Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки зна­чений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуаль­ной форме.

Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить также в виде "корреляционного кольца". Для этого по периметру круга делают отметки- рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию.

Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.

Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отраже­ны с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошны­ми линиями, отрицательные — прерывистыми, связи, достоверные на нижнем уровне значимости — одной линией, на более высоких уровнях значимости — большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5° о — одной линией, а достоверные на уровне 1% — двумя линия­ми. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком


Корреляционные плеяды являются формой графического отображе­ния корреляционных связей между параметрами, включенными в корреля­ционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них про­ставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака(параметра).

В центре корреляционной плеяды обычно размешают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэф­фициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, пли использовать результаты факторного аналп •>;». Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбчт вокруг центра плея­ды.

Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют корреляционные ряды -- две-три параллельных линии, h<"! которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются также как и в кольцах или плеядах Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между '.-омттонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разные методик и т.п

Каждый пргдставленньщ в р,:юет;' график ши таблица долялнь; быгь хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по дв\'м при­чинам. Во-первых никакие числовые данные непосредственно или в на-гляднои форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предпо­ложения. Для одной и тон жг таблицы пли графика десятью психологами могут быть предложены пять-десять отличающихся описании я интерпре­тации Для читателя, разумеется, интересна авторская интерпретация ре~ зультатог

Во-вторых, словесное описание необходимо и самому автору. Творче­ское мышление включает в себя акты переработки информации, опираю­щиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании. интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема ин()юрмации в более эффективной форме Для такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения состав­ляющие предмета размышлений. Это возможно, если у субъекта сформи­рованы достаточно развитые приемы свертывания информации, состав­ляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процес­сы субъекта должны быть "натренированы" на восприятие, запоминание.


представление материала определенного рода. Если оперативные (сло­жившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные еди­ницы (конструкты, позволяющие манипулировать с множеством элементов как с одним элементом) не будут достаточно развитыми, то все существен­ное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умст­венного взора. Чем больше часть объекта мышления охватываемая одно­актно (одномоментно), тем "прозрачнее" его сущность.

Значение наглядных форм представления информации в том и заклю­чается, чтобы способствовать этому процессу, дать опору образному мыш­лению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глу­бокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано по­следовательными, следующими друг за.другом, шагами наглядных ото­бражений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: