йасйа сварупам кавайо випашчито гунешу дарушв ива джата-ведасам
матхнанти матхна манаса дидрикшаво гудхам крийартхаир нама иритатмане
йасйа - чья; сва-рупам - форма; кавайах - очень эрудированные мудрецы; випашчитах - способные обнаружить Абсолютную Истину; гунешу - в материальном проявлении, состоящем из трех гун природы; дарушу - в древе; ива - как; джата - проявленный; ведасам - огонь; матхнанти - двигают; матхна - кусочком дерева, используемым для разжигания огня; манаса - умом; дидрикшавах - пытливые; гудхам - скрытому; крийа-артхаих - кармическими действиями и их результатами; намах - почтительные поклоны; ирита-атмане - Господу, который проявлен.
Великие святые и мудрецы способны трением палочек вызвать огонь, спящий в дереве. О Господь, те, кто знает, как постигать Абсолютную Истину, пытаются видеть Тебя во всем - даже в собственных телах. И все же Ты остаешься скрытым, и никакие косвенные методы, включающие в себя умственную или физическую деятельность, не позволят постичь Тебя. Ты Сам проявляешь Себя, поэтому Ты открываешься только тому, кто со всей искренностью ищет Тебя. Я склоняюсь перед Тобой в глубоком почтении.
|
|
КОММЕНТАРИЙ: Слово крийартхаих означает «проводя ритуальные церемонии, чтобы удовлетворить полубогов». Слово випашчитах объясняется в «Тайттирия-упанишаде» следующим образом: сатйам гйанам анантам брахма. йо веда нихитам гухайам параме вйоман. со Яшнуте сарван каман саха брахмана випашчитети. В «Бхагавад-гите» (7.19) Кришна говорит: бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате - «После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, предается Мне». Тот, кто понимает, что Господь находится в сердце каждого, и кто реально видит присутствие Господа во всем, обладает совершенным знанием. Слово джата-ведах означает «огонь, добываемый трением дерева». В ведические времена ученые мудрецы умели получать огонь из дерева. Кроме того, джата-ведах называют огонь в желудке, порождающий аппетит и переваривающий все, что мы съедаем. Объяснение слова гудха дано в «Шветашватара-упанишад». Эко девах сарва-бхутешу гудхах - Верховную Личность Бога можно постичь, повторяя ведические мантры.
Сарва-вйапи сарва-бхутантар-атма: Он всепроникающ, и Он пребывает в сердце каждого живого существа. Кармадхйакшах сарва-бхутадхивасах: Он - свидетель всей деятельности живого существа. Сакши чета кевало ниргунаш ча: Верховный Господь - это и свидетель, и жизненная сила, и все же Он трансцентен к любым материальным качествам.