ТЕКСТ 50. свайам нихшрейасам видван на вактй аджна(гйа)йа карма хи

свайам нихшрейасам видван на вактй аджна(гйа)йа карма хи

на рати рогино 'патхйам ванчхато 'пи бхишактамах

свайам - сам; нихшрейасам - высшую цель человеческой жизни (обретение экстатической любви к Верховной Личности Бога); вит-ван - знаток преданного служения; на - не; вакти - учит; аджна(гйа)йа - глупцов, не ведающих истинного смысла жизни; карма - корыстной деятельности; хи - конечно; на - не; рати - дает; рогинах - пациенту; апатхйам - вредное; ванчхатах - желающий; апи - хотя; бхишак-тамах - опытный врач

Чистый преданный, который глубоко постиг науку преданного служения, не посоветует невежде заниматься корыстными делами, и конечно же не будет ему в этом помогать. Так знающий лекарь не позволит пациенту есть вредную пищу, даже если тот пожелает.

КОММЕНТАРИЙ: Отсюда можно уяснить разницу между благословениями полубогов и теми, что дарует Верховная Личность Бога, Вишну. Почитатели полубогов испрашивают их благословений лишь ради удовлетворения собственных чувств, и потому в «Бхагавад-гите» (7.20) таким людям отказано в разуме:

камаис таис таир хрита-джна(гйа)нах прападйанте 'нйа-деватах

там там нийамам астхайа пракритйа нийатах свайа

«Те, чей ум извращен материальными желаниями, предаются полубогам и поклоняются им по правилам, отвечающим их собственной природе».

Обыкновенно, из-за глубоко укоренившихся чувственных желаний обусловленные души полностью лишены разума. Они не знают, каких благословений следует просить. Чтобы непреданные могли достичь желанных материальных благ, шастры рекомуют им поклоняться различным полубогам. К примеру, тому, кто желает иметь красивую жену, советуют поклоняться богине Уме или Дурге, а желающему излечиться от болезни, советуют поклоняться богу Солнца. Но, независимо от характера просьб, обращенными к полубогам, все они продиктованы вожделением. С гибелью вселенной придет конец действию таких благословений, равно как и тем, кто их дарует. Если же человек обратится за благословениями к Господу Вишну, то Господь ниспошлет такое благословение, которое поможет ему вернуться домой, в Его обитель. Об этом тоже Сам Господь говорит в «Бхагавад-гите» (10.10):

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

Своему преданному, который неустанно Ему служит, Господь Вишну или Господь Кришна дает указания, следуя которым, он, со смертью материального тела, прийдет к Господу. Там же, в «Бхагавад-гите» (4.9), Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна

«Кто познал запредельную природу Моего явления и Моих деяний, тот, покинув тело, уже не родится в материальном мире. Он вознесется, о Арджуна, в Мою вечную обитель». Таково благословение Господа Вишну, Кришны: покинув свое тело, преданный получает возможность вернуться домой, к Богу.

Господь Кришна никогда не даст Своему преданному материальное благословение, пусть даже тот по неразумию и молится Ему об этом. Поэтому люди, чрезмерно привязанные к материальной жизни, редко становятся преданными Кришны или Вишну. Они предпочитают поклоняться полубогам (камаис таис таир хрита-джна(гйа)нах прападйанте 'нйа-деватах). В «Бхагават-гите» Господь осуждает благословления полубогов: антават ту пхалам тешам тад бхаватй алпа-медхасам: «Обделенные разумом люди почитают полубогов, но плоды их поклонения ограничены и недолговечны». Не-вайшнав, иначе говоря, тот, кто не служит Верховной Личности Бога - это просто-напросто скудоумный глупец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: