ТЕКСТ 17. пратигрихнами те шапам атмано 'нджалинамбике

читракетур увача

пратигрихнами те шапам атмано 'нджалинамбике

деваир мартйайа йат проктам пурва-диштам хи тасйа тат

читракетух увача - царь Читракету сказал; пратигрихнами - я принимаю; те - твое; шапам - проклятие; атманах - сам; анджалина - со сложенными ладонями; амбике - о мать; деваих - полубогами; мартйайа - смертному; йат - которое; проктам - предопределенное; пурва-диштам - установленное заранее в соответствии с прежними делами; хи - конечно; тасйа - его; тат - то.

Читракету сказал: о мать, со сложенными ладонями я принимаю ниспосланное тобою проклятие. Я не стану противиться твоей воле, понимая, что радость и горе, которые полубоги посылают смертному, обусловлены его прежними деяниями.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку Читракету был всей душой предан Господу, проклятие матери-Парвати не могло повергнуть его в отчаяние. Ему было хорошо известно, что все наши горести и радости порождены нашими прежними поступками и ниспосланы даива-нетреной - самим Провидением или отдельными исполнителями воли Верховной Личности. Он знал, что не наносил никакого оскорбления лотосным стопам Господа Шивы или богини Парвати и, тем не менее, понес наказание, которое, несомненно, было предопределено свыше. Поэтому царь не стал противиться судьбе. Преданный по природе своей столь кроток и смирен, что принимает любые повороты своей жизни как Божье благословение. Тат те 'нукампам сусамикшаманах (Бхаг. 10.14.8) От кого бы ни исходило наказание, преданный считает его милостью Господа. Тот, кто пребывает в подобном умонастроении, никого не винит в своих невзгодах, видя в них только расплату за свои прежние грехи. Напротив, по мере очищения в горниле страданий, он все больше привязывается к Верховной Личности Бога. Страдание, таким образом, служит цели очищения.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура замечает по этому поводу, что тот, кто взрастил в своей душе сознание Кришны и кого поглотил океан любви к Кришне, выходит из-под власти закона кармы, несущего человеку радость и боль. Такой человек превыше кармы. В «Брахма-самхите» сказано, кармани нирдахати кинти ча бхакти-бхаджам: преданное служение освобождает человека от последствий его кармы. Тот же самый принцип изложен в «Бхагавад-гите» (14.26). Са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате: тот, кто посвятил жизнь преданному служению, тотчас освобождается от любых последствий своей материальной кармы и, таким образом, достигает трансцентного состояния брахма-бхуты. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.21) об этом сказано так, кшийанте часйа кармани: прежде, чем обрести любовь к Богу, человек избавляется от всех следов кармы.

Господь полон любви и нежности к Своим преданным, и потому преданные ни в каких обстоятельствах не испытывают на себе действие закона кармы. Преданный никогда не помышляет о райских планетах. Он не видит разницы между жизнью в раю, в аду и в освобожденном состоянии, поскольку любая из этих разновидностей жизни протекает в материальном мире. Преданный всем сердцем стремится домой, к Богу, чтобы никогда больше не расставаться с Ним. Это горячее желание все больше охватывает его сердце, и ему уже нет дела до того, как меняется его материальная жизнь. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что в проклятии, которое Парвати обрушила на Махараджу Читракету, следует видеть лишь милость Господа. Господь желал, чтобы Читракету как можно быстрее возвратился в духовное царство, и сделал все, чтобы покончить с любыми последствиями его прежних деяний. Направляя Парвати из потаенных глубин ее сердца, Всевышний, который присутствует в сердце каждого, побудил ее проклясть Читракету, дабы ликвидировать все материальные последствия его поступков. Так Читракету вновь родился в облике Вритрасура, что позволило ему вернуться домой, к Богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: