Правовые акты по охране труда состоят из нормативно-правовых и индивидуально-правовых. Охрана труда в нашей стране защищена прежде всего такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ст. 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60), Кодекс законов о труде РФ и ФЗ об ОТ. В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности дейетаует широкая сеть и других правовых (юридических) актов по охране труда. За нарушение всех этих актов люди привлекаются к административной, дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности.
Правовые акты могут быть:
федеральными (общими), в виде федеральных зако
нов как некодифицированных, так и кодифицирован
ных; федеральных подзаконных актов — в виде указов
Президента РФ, постановлений Правительства России,
нормативных актов федеральных органов власти;
сквозными — межотраслевые подзаконный акты;
региональными — постановления полномочных
представителей Президента РФ в округах Россна;
|
|
отраслевыми — отраслевые подзаконные акты ми
нистерств и ведомств;
• су&ьектовымн — законы субъектов Федерации, подзаконные акты субъектов Федерации (муниципальные и другие),
■ локальными — подзаконные акты предприятий, фирм, концернов и т.п.
Соблюдение нормативных требований по охране труда, ж» существу, является фундаментом в создании бе^ зопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда считается установление единых нормативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда а Российской Федерации» обязываетвсе федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, приведенных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, задача так поставлена впервые.
Этим постановлением Предусматривается система формирования в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации банка данных- действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполни-
|
|
тельной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомеанэпнд-надзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.
Таким образом, Министерство труда и социального развития Российской Федерации становится координационным центром нормативного обеспечения деятельности по охране труда, а созданная при этом министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспек-цяя) согласно положению об этой инспекции, утвержденному указом Президента Российской Федерации, обязана обеспечить надзор и контроль соблюдения нормативных требований по охране труда в реализация в целом рассматриваемого постановления, используя предоставленные полномочия.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации» правовые акты но охране труда подразделяются на несколько видов (табл. 3).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие подзаконные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции
Таблица 3 Классификация правовых актов по охране трупа
по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов но охране труда.
Если Конституция Российской Федерации, ФЗ об ОТ, Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащий главу 10 «Охрана труда», создают чисто правовую основу охраны труда, то подзаконные нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требования этих документов применительно к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, определяют обязанности, права граждан в области охраны труда и ответственность их за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов в данной области.
Нормативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановлениями Министерства труда Российской Федерации, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации для руководства в доведения их до подведомственных предприятий, организаций.
Ответственность работодателя и должностных лиц за, нарушение нормативных актов об охране труда определена ФЗ об ОТ (ст. 23, 24), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 41), Уголовным кодексом РФ (ст. 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (ст. 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
|
|
В соответствии со статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение должностным
лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федераций о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.
Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание {штраф) в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам — до 50 минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи или имеющие иные тяжкие последствия, может быть увеличен до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение правил и норм охраны труда лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло привести к несчастному случаю или к иным тяжким последствиям, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или отстранением от должности с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до 5 лет либо без такового,
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника однрго
|
|
из следующих Дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда.
Кроне ответственности работодателя н должностных, лиц за нарушение требований законодательных н иных нормативных актов об охране труда, ФЗ об ОТ предусмотрена и ответственность предприятия.
Научно-исследовательские, технологические и проек-тно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб но устранению имеющихся нарушений. Предприятия, выпускающие в поставляющие продук-цию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующий законодательством.
Правила по охране mpуда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а такаю при транспортировании, хранения, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производства и т.д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевото и отраслевого назначения.
Б целях достижения арганиаационно-методического едашства в разработке правил во охране труда предусматривается следующий порядок:
■ разработка и утверждение Технического задания на
разработку правил по охране труда;
разработка проекта правил и рассылка его га отзыв
в организацию (предприятие) в соответствии с установ
ленным перечнем; составление сводки отзывов;
составление справки о разногласиях до проекту
правил, подготовка окончательной редакции;
согласование проекта правил в соответствии с пе-
речмём организаций (предприятий), с которыми ои дол
жен быть согласован, и представление его на утвержде
ние; утверждение и регистрация (учет); издание (раз-
мноясевие); рассылка правил,
В Техническом задании на разработку правил по охране труда предусматриваются следующие характеристики:
■ срок выполнения работы в целом;
цели и задачи разработки правил;
характеристика объекта разработки: перечень ос
новных требований, устанавливаемых правилами;
взаимосвязь с другими нормативными актами по
охране труда;
источники информации;
этапы работ и сроки их выполнения;
работы, выполняемые организациями-соисполнителями;
■ дополнительные характеристики.
Техническое задание на разработку правил по охране
труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются этим же-министерствон, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтруда России.
Действие правил но охране труда утверждается на определенный срок или без ограничения этого срока.
Требования межотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы с федеральными органами надзора России в части вопросов, относящихся к их компетенции.
Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования.по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятии (по профессиям и видам работ). Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда РоссяйскойФедерации. Организация разработки межотраслевых правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, отраслевых правил — соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.
Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами. Срок действия типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда.
Разработка правил и инструкций по охране труд» может^ производиться с привлечением представителей профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками выборных органов.
Методические указания устанавливают требования к построению, содержанию, оформлению и обозначению правил и
инструкции по охране труда, а также порядок их проверки, пересмотра, хранения в обеспечения ими предприятий.
Инструкции по охране труда (в дальнейшем — инструкции) могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и по отдельным видам работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний я др.). Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых нормативных актах по охране труда, утвержденных федеральными органами надзора Россия, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.
Инструкции для работников разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной в ремонтной документации заводов-изготовителей оборудования, используемого на данном предприятии, а также в технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства. При отсутствии в отрасли типовых инструкций инструкции для работников разрабатываются на основе действующих нормативных правовых актов по охране труда с учетом конкретных условий труда на данном участке или рабочем месте.
Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Инструкции дня работников по профессиям в по отдельным видам работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда при участии руководителей подраздедевим (главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного металлурга и др., руководителя отдела организации труда и заработной платы и т.д.).
Перечень инструкций разрабатывается на основе утвержденного на предприятии платного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным спра-вочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденными в установленном порядке. Этот перечень утверждается руководителем предприятия и рассылается во все структурные подразделения (службы) предприятия.
Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений работодателя. Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов (участков при бесцеховей структуре), отделов, лабораторий и других подразделений предприятия на основании типовых инструкций.
Требования типовой инструкции должны быть сформулированы на основе:
• анализа документов, действующих в данной отрасли;
■ изучения технологического процесса;
изучения условий труда, характерных для данной
профессии (данного вида работ);
определения опасных и вредных производственных
факторов, характерных для выполнения работ лицами
данвож профессии (занятыми па данных работах);
анализа типичных, наиболее вероятных для дан-
нон профессии (данного вида работ) случаев производ
ственного травматизма и профессиональных заболева
ний и их причин;
- изучения передового опытаа безопасного выполнения работ;
■ определения наиболее безопасных методов и при
емов выполнения работ;
• утвержденных режимов труда и отдыха.
В качестве типовой инструкции в данной отрасли может быть использована тиковая инструкция для работников соответствующих профессий (видов работ) другой отрасли с согласия федерального органа исполни-тельной власти, утвердившего указанную инструкцию. В этом случае руководителем федерального органа исполнительной власти должен быть издав приказ (распоряжение) о распространения действия упомянутой типовой инструкции на данную отрасль.
Служба охраны труда предприятия должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других нормативных актов по охране труда.
Подготовительная работа, необходимая для разработки инструкций, должна включать:
■ изучение технологического процесса, выявление
возможных опасных и вредных производственных фак
торов, возникающих при нормальном его протекании а
при отклонениях от оптимального режима, а также оп
ределение мер н средств защиты от указанных факторов;
■ выявление соответствия требованиям безопасности
применяемых оборудования, приспособлений и инстру
ментов;
• подбор материалов по вопросам охраны труда, ко
торые могут быть использованы при разработке инст
рукций;
изучение конструктивных особенностей и эффектив
ности средств защиты, которые могут быть использова
ны при выполнении соответствующих работ;
изучение информационных писем, распоряжений и
приказов соответствующего федерального органа исполни
тельной власти по результатам расследования обстоятельств
аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли;
проведение анализа причин производственного
травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных
заболеваний для данной профессии (данного вида рабо
ты) на предприятии;
установление безопасных методов и приемов работ,
их последовательности, а также технических и органи
зационных мероприятий, подлежащих включению в
инструкцию;
определение режимов труда и отдыха на основе
утвержденных норм.
Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и к разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются"' как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки в эксплуатацию указанных производств государственной приемочной комиссией.
Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предваритель- ных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случав необходимости — и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
Каждой инструкции должно быть дано наименование и присвоен номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.
Наименования типовых инструкций могут быть, например, такими; «Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту технологического оборудования*, «Типовая инструкция не охране труда при проведении земляных работ* и т.д. Наименования инструкций для работников — «Инструкция по охране труда для газосварщика*, «Инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте» и т.п.
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
■ общие требования безопасности;
• требования безопасности перед началом работы;
■ требования безопасности во время работы;
• требования безопасности в аварийных ситуациях;
■ требования безопасности по окончании работы.
При необходимости в инструкции можно вводить
дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий соответствующие положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкций, дан перечень таких актов, а также перечень актов, утративших силу.
Инструкции для работник»» не должны содержал, ссы
лок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкция для работников, действующие на данном предприятия. Требования упомянутых нормативных актов должны быть учтены разработчиками инструкций. При необходимости требования этих актов следует воспроизводить в инструкциях для работников в изложении,
В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т. п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.
Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиатуры.
Организации — разработчики правил н органы, утвердившие их, обязаны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять правила на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм: и правил, гигиенических нормативов и ври необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.
Проверку инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, следует проводить не реже одного раза в 3 года.
Правила и инструкции пересматриваются до истечения установленного срока:
при пересмотре законодательных остов, государствен
ных стандартов и других нормативных документов, ут-,
вержденных федеральными органами надзора России;
но указанию вышестоящих органов;
■ при внедрении новое техники и новых технологий; " по результатам расследования причин производственного
производственного травматизма, аварий, катастроф.
Пересмотр типовых инструкций проводит оргализа-цяя-разработчик этих инструкция, Огветственность за своевременную проверку действия в пересмотр инструкций несут руководители организаций и подразделений-раэработчиков.
Инструкции для работников пересматриваются в случаях:
■ пересмотра типовой инструкции: • изменения технологического процесса или условий работы, а также при использовании новых видов оборудования, материалов, аппаратуры, приспособлений и инструментов.
Министерства, ведомства я другие федеральные органы исполнительной власти информируют подведомственные предприятия и заинтересованные организации о действующих правилах, инструкциях и других нормативных актах по охране труда, а также оказывать услуги в обеспечении ими данных структур.
Руководители предприятий обеспечивают инструкциями всех работников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий. Выдачу инструкций руководителям подразделений (служб) предприятия производит служба охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций.
У руководителя подразделения (службы) предприятия постоянно хранится комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем иреднрнятия.
У каждого руководителя участка (мастер, прораб к т.д.) должен быть в наличии комплект действующих инструкций для работников, занятых на данном участке, по всем профессиям и видам работ.
Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников. Местонахождение инструкций определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения доступа к ним и удобства ознакомления с ними.