Система правовых актов по охране труда и порядок их утверждения

Правовые акты по охране труда состоят из норма­тивно-правовых и индивидуально-правовых. Охрана труда в нашей стране защищена прежде всего такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Рос­сийской Федерации, принятая всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 года (ст. 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60), Кодекс законов о труде РФ и ФЗ об ОТ. В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работни­ков в процессе их трудовой деятельности дейетаует ши­рокая сеть и других правовых (юридических) актов по охране труда. За нарушение всех этих актов люди при­влекаются к административной, дисциплинарной, уго­ловной и материальной ответственности.

Правовые акты могут быть:

федеральными (общими), в виде федеральных зако­
нов как некодифицированных, так и кодифицирован­
ных; федеральных подзаконных актов — в виде указов
Президента РФ, постановлений Правительства России,
нормативных актов федеральных органов власти;

сквозными — межотраслевые подзаконный акты;

региональными — постановления полномочных
представителей Президента РФ в округах Россна;

отраслевыми — отраслевые подзаконные акты ми­
нистерств и ведомств;

• су&ьектовымн — законы субъектов Федерации, под­законные акты субъектов Федерации (муниципальные и другие),

■ локальными — подзаконные акты предприятий, фирм, концернов и т.п.

Соблюдение нормативных требований по охране тру­да, ж» существу, является фундаментом в создании бе^ зопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому одним из основных направлений государственной поли­тики в области охраны труда считается установление единых нормативных требований для предприятий, уч­реждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ве­домственной подчиненности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 937 «О государственных нор­мативных требованиях по охране труда а Российской Федерации» обязываетвсе федеральные органы испол­нительной власти, предприятия, учреждения, органи­зации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объек­тов, конструировании машин, механизмов и оборудова­ния, разработке технологических процессов, организа­ции производства и труда соблюдать единые норма­тивные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, приведенных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, задача так поставлена впервые.

Этим постановлением Предусматривается система формирования в Министерстве труда и социального раз­вития Российской Федерации банка данных- действую­щих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполни-

тельной власти субъектов Российской Федерации, а так­же предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомеанэпнд-надзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда и социаль­ного развития Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом, Министерство труда и социального развития Российской Федерации становится координа­ционным центром нормативного обеспечения деятель­ности по охране труда, а созданная при этом минис­терстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспек-цяя) согласно положению об этой инспекции, утверж­денному указом Президента Российской Федерации, обя­зана обеспечить надзор и контроль соблюдения норма­тивных требований по охране труда в реализация в це­лом рассматриваемого постановления, используя предо­ставленные полномочия.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 937 «О государ­ственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации» правовые акты но охране тру­да подразделяются на несколько видов (табл. 3).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране тру­да, разрабатывают и утверждают соответствующие под­законные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабаты­вают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции

Таблица 3 Классификация правовых актов по охране трупа

по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Про­фессиональные союзы в лице их соответствующих ор­ганов и иные уполномоченные работниками пред­ставительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых ак­тов но охране труда.

Если Конституция Российской Федерации, ФЗ об ОТ, Кодекс законов о труде Российской Федерации, содер­жащий главу 10 «Охрана труда», создают чисто право­вую основу охраны труда, то подзаконные нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требо­вания этих документов применительно к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, обо­рудованию, лицам, определяют обязанности, права граж­дан в области охраны труда и ответственность их за на­рушение требований законодательных и иных норма­тивных актов в данной области.

Нормативные правовые акты по охране труда, утверж­денные постановлениями Министерства труда Российс­кой Федерации, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охра­не труда направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации для руководства в доведения их до подведомственных пред­приятий, организаций.

Ответственность работодателя и должностных лиц за, нарушение нормативных актов об охране тру­да определена ФЗ об ОТ (ст. 23, 24), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 41), Уго­ловным кодексом РФ (ст. 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (ст. 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законода­тельных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации и респуб­лик в составе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 41 Кодекса РСФСР об адми­нистративных правонарушениях нарушение должностным

лицом предприятия, учреждения, организации независи­мо от форм собственности законодательства Российской Федераций о труде и законодательства Российской Федера­ции об охране труда влечет наложение штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 210 рассмотрение дел об административных пра­вонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыс­кание {штраф) в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охра­не труда и государственным правовым инспекторам — до 50 минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной са­нитарии, повлекшие за собой несчастные случаи или имеющие иные тяжкие последствия, может быть увели­чен до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение правил и норм охраны труда лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собствен­ности, если это нарушение могло привести к несчастному случаю или к иным тяжким последствиям, наказывает­ся лишением свободы на срок до одного года, или испра­вительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или отстранением от должности с лишением права занимать определенные должности или вести определенную дея­тельность на срок до 5 лет либо без такового,

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника однрго

из следующих Дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда.

Кроне ответственности работодателя н должностных, лиц за нарушение требований законодательных н иных нормативных актов об охране труда, ФЗ об ОТ предус­мотрена и ответственность предприятия.

Научно-исследовательские, технологические и проек-тно-конструкторские организации, разработавшие про­екты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причи­ненный ущерб но устранению имеющихся нарушений. Предприятия, выпускающие в поставляющие продук-цию производственно-технического назначения, не от­вечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответ­ствии с действующий законодательством.

Правила по охране mpуда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обяза­тельные для исполнения при проектировании, органи­зации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственно­го оборудования, установок, агрегатов, машин, аппара­тов, а такаю при транспортировании, хранения, приме­нении исходных материалов, готовой продукции, ве­ществ, отходов производства и т.д.

Правила по охране труда могут быть межотраслевото и отраслевого назначения.

Б целях достижения арганиаационно-методического едашства в разработке правил во охране труда преду­сматривается следующий порядок:

■ разработка и утверждение Технического задания на
разработку правил по охране труда;

разработка проекта правил и рассылка его га отзыв
в организацию (предприятие) в соответствии с установ­
ленным перечнем; составление сводки отзывов;

составление справки о разногласиях до проекту
правил, подготовка окончательной редакции;

согласование проекта правил в соответствии с пе-
речмём организаций (предприятий), с которыми ои дол­
жен быть согласован, и представление его на утвержде­
ние; утверждение и регистрация (учет); издание (раз-
мноясевие); рассылка правил,

В Техническом задании на разработку правил по охра­не труда предусматриваются следующие характеристики:

■ срок выполнения работы в целом;

цели и задачи разработки правил;

характеристика объекта разработки: перечень ос­
новных требований, устанавливаемых правилами;

взаимосвязь с другими нормативными актами по
охране труда;

источники информации;

этапы работ и сроки их выполнения;

работы, выполняемые организациями-соисполнителями;

■ дополнительные характеристики.
Техническое задание на разработку правил по охране

труда утверждается федеральным органом исполнитель­ной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Межот­раслевые правила по охране труда утверждаются этим же-министерствон, а отраслевые правила — соответству­ющими федеральными органами исполнительной влас­ти по согласованию с Минтруда России.

Действие правил но охране труда утверждается на определенный срок или без ограничения этого срока.

Требования межотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы с федеральны­ми органами надзора России в части вопросов, относя­щихся к их компетенции.

Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования.по охране труда при вы­полнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или вы­полняются служебные обязанности. Инструкции по ох­ране труда могут быть типовые (отраслевые) и для ра­ботников предприятии (по профессиям и видам работ). Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда РоссяйскойФедерации. Организация разработки межот­раслевых правил по охране труда осуществляется Ми­нистерством труда и социального развития Российской Федерации, отраслевых правил — соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Инструкции по охране труда должны разрабатывать­ся на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения пред­варительных консультаций с соответствующими проф­союзными органами. Срок действия типовых инструк­ций устанавливается с учетом срока действия соответ­ствующих правил по охране труда.

Разработка правил и инструкций по охране труд» может^ производиться с привлечением представителей профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками выборных органов.

Методические указания устанавливают требования к пост­роению, содержанию, оформлению и обозначению правил и

инструкции по охране труда, а также порядок их проверки, пересмотра, хранения в обеспечения ими предприятий.

Инструкции по охране труда (в дальнейшем — инст­рукции) могут разрабатываться как для работников от­дельных профессий (электросварщики, станочники, сле­сари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и по отдельным видам работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний я др.). Инструкции для работников, заня­тых взрывными работами, обслуживанием электричес­ких установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давле­нием, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и от­раслевых нормативных актах по охране труда, утверж­денных федеральными органами надзора Россия, разра­батываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

Инструкции для работников разрабатываются на ос­нове типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной в ремонтной докумен­тации заводов-изготовителей оборудования, используе­мого на данном предприятии, а также в технологичес­кой документации предприятия с учетом конкретных условий производства. При отсутствии в отрасли типо­вых инструкций инструкции для работников раз­рабатываются на основе действующих нормативных правовых актов по охране труда с учетом конкретных условий труда на данном участке или рабочем месте.

Изучение инструкций для работников обеспечивает­ся работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих тре­бований должно рассматриваться как нарушение трудо­вой дисциплины.

Инструкции дня работников по профессиям в по от­дельным видам работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда при участии руководителей подраздедевим (главного технолога, главного механика, главного энергетика, глав­ного металлурга и др., руководителя отдела организа­ции труда и заработной платы и т.д.).

Перечень инструкций разрабатывается на основе ут­вержденного на предприятии платного расписания в со­ответствии с Единым тарифно-квалификационным спра-вочником работ и профессий рабочих и Квалификацион­ным справочником должностей служащих, утвержден­ными в установленном порядке. Этот перечень утвержда­ется руководителем предприятия и рассылается во все структурные подразделения (службы) предприятия.

Разработка инструкций для работников осуществля­ется на основании приказов и распоряжений работода­теля. Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов (участков при бесцеховей струк­туре), отделов, лабораторий и других подразделений предприятия на основании типовых инструкций.

Требования типовой инструкции должны быть сформулированы на основе:

• анализа документов, действующих в данной отрасли;
■ изучения технологического процесса;

изучения условий труда, характерных для данной
профессии (данного вида работ);

определения опасных и вредных производственных
факторов, характерных для выполнения работ лицами
данвож профессии (занятыми па данных работах);

анализа типичных, наиболее вероятных для дан-
нон профессии (данного вида работ) случаев производ­
ственного травматизма и профессиональных заболева­
ний и их причин;

- изучения передового опытаа безопасного выполне­ния работ;

■ определения наиболее безопасных методов и при­
емов выполнения работ;

• утвержденных режимов труда и отдыха.

В качестве типовой инструкции в данной отрасли может быть использована тиковая инструкция для ра­ботников соответствующих профессий (видов работ) дру­гой отрасли с согласия федерального органа исполни-тельной власти, утвердившего указанную инструкцию. В этом случае руководителем федерального органа ис­полнительной власти должен быть издав приказ (распо­ряжение) о распространения действия упомянутой ти­повой инструкции на данную отрасль.

Служба охраны труда предприятия должна осуществ­лять постоянный контроль за своевременной разработ­кой, проверкой и пересмотром инструкций для работ­ников, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других норма­тивных актов по охране труда.

Подготовительная работа, необходимая для разработ­ки инструкций, должна включать:

■ изучение технологического процесса, выявление
возможных опасных и вредных производственных фак­
торов, возникающих при нормальном его протекании а
при отклонениях от оптимального режима, а также оп­
ределение мер н средств защиты от указанных факторов;
■ выявление соответствия требованиям безопасности
применяемых оборудования, приспособлений и инстру­
ментов;

• подбор материалов по вопросам охраны труда, ко­
торые могут быть использованы при разработке инст­
рукций;

изучение конструктивных особенностей и эффектив­
ности средств защиты, которые могут быть использова­
ны при выполнении соответствующих работ;

изучение информационных писем, распоряжений и
приказов соответствующего федерального органа исполни­
тельной власти по результатам расследования обстоятельств
аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли;

проведение анализа причин производственного
травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных
заболеваний для данной профессии (данного вида рабо­
ты) на предприятии;

установление безопасных методов и приемов работ,
их последовательности, а также технических и органи­
зационных мероприятий, подлежащих включению в
инструкцию;

определение режимов труда и отдыха на основе
утвержденных норм.

Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реаль­ным условиям труда работника.

Для вводимых в действие новых производств допус­кается разработка временных инструкций для работни­ков. Временные инструкции должны обеспечивать безо­пасное ведение технологических процессов (работ) и бе­зопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требова­ния, что и к разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются"' как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки в эксплуатацию указанных производств госу­дарственной приемочной комиссией.

Инструкции для работников утверждаются руково­дителем предприятия после проведения предваритель- ных консультаций с соответствующим выборным проф­союзным органом и службой охраны труда, а в случав необходимости — и с другими заинтересованными служ­бами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Каждой инструкции должно быть дано наименование и присвоен номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

Наименования типовых инструкций могут быть, на­пример, такими; «Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту технологического оборудования*, «Типовая инструкция не охране труда при проведении земляных работ* и т.д. Наименования инструкций для работников — «Инструкция по охране труда для газо­сварщика*, «Инструкция по охране труда при выполне­нии работ на высоте» и т.п.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

■ общие требования безопасности;

• требования безопасности перед началом работы;

■ требования безопасности во время работы;

• требования безопасности в аварийных ситуациях;

■ требования безопасности по окончании работы.
При необходимости в инструкции можно вводить

дополнительные разделы. Например, в типовых инст­рукциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий соответствующие положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работни­ков, разрабатываемых на основе данной типовой инст­рукции. В этом же разделе могут быть приведены ссыл­ки на нормативные акты, которые учтены при разработ­ке инструкций, дан перечень таких актов, а также пе­речень актов, утративших силу.

Инструкции для работник»» не должны содержал, ссы

лок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкция для работников, действующие на дан­ном предприятия. Требования упомянутых нормативных актов должны быть учтены разработчиками инструкций. При необходимости требования этих актов следует вос­производить в инструкциях для работников в изложении,

В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т. п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в рав­ной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокра­щением (аббревиатурой) допускается при условии пол­ной расшифровки аббревиатуры.

Организации — разработчики правил н органы, утвердив­шие их, обязаны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять правила на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм: и правил, гигиенических нормативов и ври необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.

Проверку инструкций для работников по професси­ям или по видам работ, связанным с повышенной опас­ностью, следует проводить не реже одного раза в 3 года.

Правила и инструкции пересматриваются до исте­чения установленного срока:

при пересмотре законодательных остов, государствен­
ных стандартов и других нормативных документов, ут-,
вержденных федеральными органами надзора России;

но указанию вышестоящих органов;

■ при внедрении новое техники и новых технологий; " по результатам расследования причин производ­ственного

производ­ственного травматизма, аварий, катастроф.

Пересмотр типовых инструкций проводит оргализа-цяя-разработчик этих инструкция, Огветственность за своевременную проверку действия в пересмотр инструк­ций несут руководители организаций и подразделений-раэработчиков.

Инструкции для работников пересматриваются в слу­чаях:

■ пересмотра типовой инструкции: • изменения технологического процесса или условий работы, а также при использовании новых видов обору­дования, материалов, аппаратуры, приспособлений и инструментов.

Министерства, ведомства я другие федеральные орга­ны исполнительной власти информируют подведом­ственные предприятия и заинтересованные организации о действующих правилах, инструкциях и других нор­мативных актах по охране труда, а также оказывать услуги в обеспечении ими данных структур.

Руководители предприятий обеспечивают инструкци­ями всех работников и руководителей заинтересован­ных подразделений (служб) предприятий. Выдачу инст­рукций руководителям подразделений (служб) предпри­ятия производит служба охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций.

У руководителя подразделения (службы) предприя­тия постоянно хранится комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ данного подразделе­ния (службы), а также перечень этих инструкций, ут­вержденный руководителем иреднрнятия.

У каждого руководителя участка (мастер, прораб к т.д.) должен быть в наличии комплект действующих инструкций для работников, занятых на данном участ­ке, по всем профессиям и видам работ.

Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изу­чения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников. Местонахождение инструкций определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения доступа к ним и удобства ознакомления с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: