Структура органов государственного управления охраной труда

В нашей стране управление охраной труда возлагает­ся на государство. Главной задачей является создание условий для успешной реализации основных направле­ний государственной политики в области охраны труда, определенной статьей 4 ФЗ об 00Т, принятого Государ­ственной Думой 23 июня 1999 года, одобренного Сове­том Федерации 2 июля и подписанного Президентом РФ 17 июля 1999 года. Государственное управление охра­ной труда осуществляют федеральный орган исполни­тельной власти по труду и органы исполнительной вла­сти по труду субъектов Российской Федерации в преде­лах своей компетенции.

Основными задачами федерального органа управле­ния охраной труда являются разработка законодатель­ных и иных нормативных актов, обеспечивающих реа­лизацию и соблюдение ФЗ об ООТ, а также выработка требований к средствам производства, технологиям и организации труда, выполнение которых должно гаран­тировать работникам здоровые и безопасные условия труда.

Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучше­нию условий и охраны труда» на Минтруда России воз­ложено осуществление государственного управления охраной труда и на основании этого постановления в

его составе образован Департамент охраны и условий труда.

Департамент охраны я условий труда осуществляет следующие функции:

• координирует научно-исследовательскую работу по
проблемам охраны труда и разработку федеральными
органами исполнительной власти нормативных требо­
ваний по охране труда;

■ распределяет средства на проведение межотрасле­вых научно-исследовательских работ в области охраны труда, выделяемые на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации;

координирует работу служб охраны труда федераль­
ных органов исполнительной власти;

осуществляет взаимодействие с органами исполни­
тельной власти по труду субъектов Российской Федера­
ции в реализации государственной политики в области
охраны труда;

- организует учет потребности в средствах индивиду­альная в коллективной зашиты, без применения кото­рых работа запрещена соответствующими нормативны­ми правовыми актами, и разрабатывает предложения о формах государственного содействия предприятиям в размещении заказов на изготовление специальной одеж­ды, специальной обуви и других средств индивидуальиой защиты;

разрабатывает нормативные требования во охране
труда при выдаче организациям лицензий на отдельные
виды деятельности;

осуществляет методическое руководство распрост­
ранением передового опыта в области условий и охраны
труда; организует обучение а проверку знаний работни­
ков в области условий и охраны труда, проведение экс­
пертизы условий труда работников и сертификация про-

производственных объектов предприятий на соответствие требованиям по охране труда;

• представляет в Правительство Российской Федера­
ции ежегодные доклады о состоянии охраны труда и
мерах по ее улучшению, подготовляемые с участием
федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти по труду субъектов Российской
Федерации, общероссийских объединение профсоюзов
и общероссийских объединений работодателей.

В целях выдолнення функций, возложенных на Департамент охраны и условий труда как орган управ­ления охраной труда в Российской Федерации, должно­стные лица этого органа имеют право посетить любое предприятие и ознакомиться с организацией и состоя­нием охраны труда непосредственно на рабочих местах, а также получить всю необходимую информацию.

Названным Постановлением Правительства Россий­ской Федерации рекомендовано органам исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации образовать подразделения по охране труда в составе органов испол­нительной власти по труду субъектов Российской Феде­рации. Минтруда России своим Постановлением от 30 октября 1995 года № 58 утвердило Примерное положе­ние о подразделении до охране труда органа исполнитель­ной власти по труду субъекта Российской Федерации.

Согласно данному положению на подразделение по охране труда субъекта Российской Федерации возлага­ется выполнение следующих функций:

проведение государственной политики в области
охраны труда на основе реализации федеральных и тер­
риториальных программ;

организация разработки территориальных программ
но улучшению охраны труда;

координация работы служб охраны труда нредпри-

ятий, расположенных ва территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и методическое руко­водство ею;

разработка и осуществление совместно с соответ­
ствующими организациями мер по обеспечению эконо­
мической заинтересованности работодателей в создании
здоровых и безопасных условий труда;

организация учета потребностей в средствах
.индивидуальной и коллективной защиты, без примене­
ния которых работа запрещена соответствующими нор­
мативными правовыми актами, а также в средствах кон­
троля производственной среды;

разработка с привлечением заинтересованных
организаций мероприятий по обобщению и распростра­
нению передового опыта в области охраны труда, прове­
дение выставок средств индивидуальной защиты, при­
боров контроля и измерений, а также совещаний-семи­
наров по проблемам охраны труда;

оказание методической помощи предприятиям в
работе но охране труда;

■ организация и проведение обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специа­листов, в области охраны труда;

координация научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ по охране труда;

организация разработки региональных норматив­
ных правовых актов по охране труда, согласование и
утверждение их в установленном порядке, обеспечение
предприятий нормативно-методической документацией
по охране труда;

организация участия представителей органов испол­
нительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации в расследовании несчастных случаев на про­
изводстве;

• подготовка на основе анализа состояния охраны тру­
да и прщчин производственного травматизма обзоров иг
ежегодных докладов администрациям субъектов Россий­
ской Федерации о состоянии охраны труда в регионе;

■ подготовка совместно с заинтересованными федераль­ными органами надзора и предприятиями решений о закрытии предприятий или их структурных подразде­лений;

обеспечение взаимодействия по вопросам охраны
труда федеральных органов надзора, государственной
экспертизы условий труда, органов местного самоуправ­
ления, объединений работодателей, профессиональных
союзов и других объединений работников;

организация работы территориальной межведом­
ственной комиссии или координационного совета по
охране труда;

содействие обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональ­
ных заболеваний.

Численность работников подразделения по охране труда субъекта РФ устанавливается исходя из нормати­ва 2 — 3 человека на 100 тыс. человек, занятых в отрас­лях экономики. Норматив численности работников под­разделения по охране труда может увеличиваться исхо­дя из экономических и территориальных условий соот­ветствующего субъекта Российской Федерации.

Подразделение по охране труда возглавляет замести­тель руководителя соответствующего органа исполни­тельной власти по труду.

Работники подразделения по охране труда имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйствен­ной деятельности и ведомственной подчиненности, дос; тупа к необходимой информации

Отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации как федеральные органы исполнительной власти обязаны создавать службы охраны труда, в фун­кции которых входит управление охраной труда в от­расли.

Постановлением Минтруда России от 30 октября 1995 года № 59 утверждено Примерное положение о службе охраны труда федерального органа ис­полнительной власти. В соответствии с данным поло­жением служба охраны труда федерального органа ис­полнительной власти является его самостоятельным структурным подразделением, подчиняется его руководителю или одному из заместителей руководи­теля, создается для координации деятельности по ох­ране труда организаций отрасли и организаций, подве­домственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.

На службу охраны труда федерального органа исполни­тельной власти возлагаются следующие функции:

участие в разработке отраслевой политики в облас­
ти охраны труда, направленной на обеспечение безопас­
ных условий труда работников;

организационно-методическое руководство служба­
ми охраны труда на предприятиях отрасли и в подве­
домственных организациях;

• участие в подготовке предложений к проектам
законодательных и иных нормативных правовых ак­
тов Российской Федерация по охране труда и в разра­
ботке проектов отраслевых нормативных правовых ак­
тов по охране труда; организация разработки и утвер­
ждения в установленном порядке отраслевых правил,
типовых инструкций и других отраслевых нормативных
правовых актов до охране труда и доведения их до ор­
ганизаций отрасли и подведомственных организаций;

" участие в разработке и реализации отраслевых про­грамм по улучшению состояния охраны труда и в подго­товке предложений для включения в соответствующее федеральные программы;

участие в определении основных направлений на­
учных исследований по охране труда, подготовке Пред­
ложений для включения в отраслевые планы научно-
исследовательских и опытжьконструктореких работ по
охране труда и контроль их выполнения;

участие по согласованию с объединениями работода­
телей и профессиональных eoneos в коллективно-договор­
ном процессе при обсуждении вопросов охраны труда;

анализ условий и состояния охраны труда, причин
производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости в отрасли, подготовка предложений по
их предупреждению;

изучение, обобщение и распространение на пред­
приятиях отрасли и в подведомственных организациях
передового опыта работы по улучшению состояния ох-.
раны труда, проведение научно-практических конферен­
ций, семинаров, выставок, отраслевых конкурсов по
охране трудам

• организация в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1995 года № 485 «О проведеинн обязательной сертификация по­стоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств кол­лективной и индивидуальной защиты» и от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» совместно с заинтересованными федераль­ными органами исполнительной Сластя и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации гдагестациирабочккмеюгисертш^аиапиипроизводствевп ных объектов на соответствие требованиям безопасности;

участие согласно положению о порядке расследо­
вания и учета несчастных случаев на производстве,
утвержденному Постановлением Правительства Россий­
ской Федерации от 3 июня 1995 года № 558, в расследо­
вании несчастных случаев при гибели на производстве
пяти и более работников и, по соглашению с руководи­
телями предприятий, в расследовании групповых несча­
стных случаев, тяжелых и несчастных случаев со смер­
тельным исходом;

организация на предприятиях отрасли и подведом­
ственных организациях в соответствии с Постановлени­
ем Минтруда России от 12 октября 1994 годе № 65 «Об
утверждении Типового положения о порядке обучения
и проверки знаний по охране труда руководителей и
специалистов предприятий, учреждений и организаций»
обучения и проверки знаний по охране труда руководи­
телей и специалистов;

анализ практики работы по предоставлению льгот
и выплате компенсаций работникам предприятий отрас­
ли и подведомственных организаций за тяжелые рабо­
ты и работы с вредными или опасными условиями тру­
да и участие в установленном порядке в подготовке пред­
ложений по ее совершенствованию.

Для выполнения возложенных на них функций от­раслевым службам охраны труда предоставлены следу­ющие нрава:

• беспрепятственно посещать предприятия отрасли и
подведомственные организации, осматривать производ­
ственные, служебные и бытовые помещения, знакомить­
ся с отчетами, статистическими и другими документа­
ми по вопросам охраны труда;

• запрашивать и получать от структурных подразде­
лений федерального органа исполнительной власти, ор­
ганизаций отрасли и подведомственных организаций

информацию, а также документы по вопросам, относя­щимся к компетенции службы охраны труда.

Б соответствии с предоставленными правами отрас­левые службы охраны труда могут проводить ведом­ственный контроль состояния охраны труда в организа­циях, находящихся в подчинении отраслевого министер­ства или ведомства..

Начиная с декабря 1990 года в Российское Федера­ции действует в системе Минтруда России экспертиза условий труда, созданная согласно Постановлению Со­вета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года № 557 в следующем составе: Всероссийская государственная эк­спертиза условий труда; государственные экспертизы ус­ловий труда республик, входящих в состав РСФСР, кра­ев, областей, городов Москвы и Ленинграда, автоном­ных областей и автономных округов. Этим постановле­нием также утверждено Положение о Государственной экспертизе условий труда, в соответствии с которым на данный орган возлагается решение следующих задач:

обеспечение защищенности трудящихся, занятых
на работах с неблагоприятными условиями труда на-
предприятиях, в учреждениях, организациях, коопера­
тивах независимо от их формы собственности, а также у
отдельных лиц;

осуществление государственного контроля:

правильности применения списков производств,
работ, профессий, должностей и показателей, по кото­
рым устанавливаются льготные пенсии и предоставля­
ются дополнительные отпуска,

предоставления работникам предприятий в соот­
ветствии с законодательством льгот и компенсаций за
работу в неблагоприятных условиях труда,

качества проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда и их отнесения к категории с вредными

в тяжелыми условиями труда,, особенно на рабочих ме­стах, где применяется труд женщин;

■ подготовка заключений но предложениям предпри­ятий об изменениях в снискал производств, работ, про­фессий, должностей и показателей, по которым уста­навливается льготное пенсионное обеспечение и првдо-егавляются дополнительные отпуска;

организация научных исследований и разработка
Предложений по совершенствованию системы льготного
пенсионного обеспечения и предоставления ежегодных
дополнительных отпусков;

утверждение по согласованию с Минздравом Рос­
сии и Советом Федерации независимых профсоюзов РФ
критериев, показателей и нормативов в области усло­
вий труда для установления льгот г компенсаций;

участие в рассмотрении споров между администра­
цией и работниками предприятии об установлении льгот­
ных нвесий и предоставлении дополнительных отпусков;

рассмотрение и по согласованию с профсоюзными
органами выдача заключений об установления предпри­
ятиям дифференцированных тарифов социального стра­
хования и изменении их в зависимости от опасности,
вредности, тяжести работ и состояния других факторов
условий труда.

Для решения поставленных задач Государственной экспертизе условии труда РФ предоставляются следую­щие права:

- производить экспертизу условий труда на предпри­ятиях независимо от их ведомственной принадлежнос­ти и давать предписания об устранении выявленных нарушений;

• совместно с другими органами государственного
надзора и контроля запрещать эксплуатацию производ­
ственных объектов и зибочих «ест при нарушении са-

нитарных норм и правил впредь до проведения необхо­димых санитарных мероприятий;

" проверять на предприятиях документацию по установлению работникам льготных пенсий и предос­тавлению дополнительных отпусков на соответствие ее действующему законодательству;

• при выявлении нарушений действующего
законодательства, ущемляющих права работников на
получение льгот и компенсаций за неблагоприятные
условия труда, выдавать администрации предприятий
предписания об устранении этих нарушений;

• вносить в орган, назначивший льготную пенсию,
предложения о взыскании с предприятия денежных
сумм, выплаченных в связи с необоснованным отнесе­
нием рабочего места к спискам производств, работ, про­
фессий, должностей и показателей, по которым предус­
матривалось льготное пенсионное обеспечение;

■ вносить администрации предприятия представле­
ния о приостановлении принятых на предприятии ре­
шений по льготному пенсионному обеспечению в допол­
нительным отпускам, не соответствующих действующе­
му законодательству;

• заключать хозрасчетные договоры с предприятия­
ми на проведение работ по оценке условий труда при
аттестации рабочих мест;

■ беспрепятственно посещать предприятия, учрежде­
ния, организации и кооперативы независимо от их ве­
домственной принадлежности.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 6 декабря 1995 года №68 утверждены Рекомендации по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охране труда, которые направ­лены в органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Министерством труда и социального развития Рос­сийской Федерации подготовлены и утверждены Поста­новлением от 29 декабря 1995 года №74 Рекомендации по разработке отраслевых программ первоочередных мер по улучшению условий и охране труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: