В нашей стране управление охраной труда возлагается на государство. Главной задачей является создание условий для успешной реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, определенной статьей 4 ФЗ об 00Т, принятого Государственной Думой 23 июня 1999 года, одобренного Советом Федерации 2 июля и подписанного Президентом РФ 17 июля 1999 года. Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Основными задачами федерального органа управления охраной труда являются разработка законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих реализацию и соблюдение ФЗ об ООТ, а также выработка требований к средствам производства, технологиям и организации труда, выполнение которых должно гарантировать работникам здоровые и безопасные условия труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» на Минтруда России возложено осуществление государственного управления охраной труда и на основании этого постановления в
его составе образован Департамент охраны и условий труда.
Департамент охраны я условий труда осуществляет следующие функции:
• координирует научно-исследовательскую работу по
проблемам охраны труда и разработку федеральными
органами исполнительной власти нормативных требо
ваний по охране труда;
■ распределяет средства на проведение межотраслевых научно-исследовательских работ в области охраны труда, выделяемые на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации;
координирует работу служб охраны труда федераль
ных органов исполнительной власти;
осуществляет взаимодействие с органами исполни
тельной власти по труду субъектов Российской Федера
ции в реализации государственной политики в области
охраны труда;
- организует учет потребности в средствах индивидуальная в коллективной зашиты, без применения которых работа запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, и разрабатывает предложения о формах государственного содействия предприятиям в размещении заказов на изготовление специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальиой защиты;
разрабатывает нормативные требования во охране
труда при выдаче организациям лицензий на отдельные
виды деятельности;
осуществляет методическое руководство распрост
ранением передового опыта в области условий и охраны
труда; организует обучение а проверку знаний работни
ков в области условий и охраны труда, проведение экс
пертизы условий труда работников и сертификация про-
производственных объектов предприятий на соответствие требованиям по охране труда;
• представляет в Правительство Российской Федера
ции ежегодные доклады о состоянии охраны труда и
мерах по ее улучшению, подготовляемые с участием
федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти по труду субъектов Российской
Федерации, общероссийских объединение профсоюзов
и общероссийских объединений работодателей.
В целях выдолнення функций, возложенных на Департамент охраны и условий труда как орган управления охраной труда в Российской Федерации, должностные лица этого органа имеют право посетить любое предприятие и ознакомиться с организацией и состоянием охраны труда непосредственно на рабочих местах, а также получить всю необходимую информацию.
Названным Постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации образовать подразделения по охране труда в составе органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации. Минтруда России своим Постановлением от 30 октября 1995 года № 58 утвердило Примерное положение о подразделении до охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации.
Согласно данному положению на подразделение по охране труда субъекта Российской Федерации возлагается выполнение следующих функций:
проведение государственной политики в области
охраны труда на основе реализации федеральных и тер
риториальных программ;
организация разработки территориальных программ
но улучшению охраны труда;
координация работы служб охраны труда нредпри-
ятий, расположенных ва территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и методическое руководство ею;
разработка и осуществление совместно с соответ
ствующими организациями мер по обеспечению эконо
мической заинтересованности работодателей в создании
здоровых и безопасных условий труда;
организация учета потребностей в средствах
.индивидуальной и коллективной защиты, без примене
ния которых работа запрещена соответствующими нор
мативными правовыми актами, а также в средствах кон
троля производственной среды;
разработка с привлечением заинтересованных
организаций мероприятий по обобщению и распростра
нению передового опыта в области охраны труда, прове
дение выставок средств индивидуальной защиты, при
боров контроля и измерений, а также совещаний-семи
наров по проблемам охраны труда;
оказание методической помощи предприятиям в
работе но охране труда;
■ организация и проведение обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов, в области охраны труда;
координация научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ по охране труда;
организация разработки региональных норматив
ных правовых актов по охране труда, согласование и
утверждение их в установленном порядке, обеспечение
предприятий нормативно-методической документацией
по охране труда;
организация участия представителей органов испол
нительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации в расследовании несчастных случаев на про
изводстве;
• подготовка на основе анализа состояния охраны тру
да и прщчин производственного травматизма обзоров иг
ежегодных докладов администрациям субъектов Россий
ской Федерации о состоянии охраны труда в регионе;
■ подготовка совместно с заинтересованными федеральными органами надзора и предприятиями решений о закрытии предприятий или их структурных подразделений;
обеспечение взаимодействия по вопросам охраны
труда федеральных органов надзора, государственной
экспертизы условий труда, органов местного самоуправ
ления, объединений работодателей, профессиональных
союзов и других объединений работников;
организация работы территориальной межведом
ственной комиссии или координационного совета по
охране труда;
содействие обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональ
ных заболеваний.
Численность работников подразделения по охране труда субъекта РФ устанавливается исходя из норматива 2 — 3 человека на 100 тыс. человек, занятых в отраслях экономики. Норматив численности работников подразделения по охране труда может увеличиваться исходя из экономических и территориальных условий соответствующего субъекта Российской Федерации.
Подразделение по охране труда возглавляет заместитель руководителя соответствующего органа исполнительной власти по труду.
Работники подразделения по охране труда имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, дос; тупа к необходимой информации
Отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации как федеральные органы исполнительной власти обязаны создавать службы охраны труда, в функции которых входит управление охраной труда в отрасли.
Постановлением Минтруда России от 30 октября 1995 года № 59 утверждено Примерное положение о службе охраны труда федерального органа исполнительной власти. В соответствии с данным положением служба охраны труда федерального органа исполнительной власти является его самостоятельным структурным подразделением, подчиняется его руководителю или одному из заместителей руководителя, создается для координации деятельности по охране труда организаций отрасли и организаций, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
На службу охраны труда федерального органа исполнительной власти возлагаются следующие функции:
участие в разработке отраслевой политики в облас
ти охраны труда, направленной на обеспечение безопас
ных условий труда работников;
организационно-методическое руководство служба
ми охраны труда на предприятиях отрасли и в подве
домственных организациях;
• участие в подготовке предложений к проектам
законодательных и иных нормативных правовых ак
тов Российской Федерация по охране труда и в разра
ботке проектов отраслевых нормативных правовых ак
тов по охране труда; организация разработки и утвер
ждения в установленном порядке отраслевых правил,
типовых инструкций и других отраслевых нормативных
правовых актов до охране труда и доведения их до ор
ганизаций отрасли и подведомственных организаций;
" участие в разработке и реализации отраслевых программ по улучшению состояния охраны труда и в подготовке предложений для включения в соответствующее федеральные программы;
участие в определении основных направлений на
учных исследований по охране труда, подготовке Пред
ложений для включения в отраслевые планы научно-
исследовательских и опытжьконструктореких работ по
охране труда и контроль их выполнения;
участие по согласованию с объединениями работода
телей и профессиональных eoneos в коллективно-договор
ном процессе при обсуждении вопросов охраны труда;
анализ условий и состояния охраны труда, причин
производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости в отрасли, подготовка предложений по
их предупреждению;
изучение, обобщение и распространение на пред
приятиях отрасли и в подведомственных организациях
передового опыта работы по улучшению состояния ох-.
раны труда, проведение научно-практических конферен
ций, семинаров, выставок, отраслевых конкурсов по
охране трудам
• организация в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1995 года № 485 «О проведеинн обязательной сертификация постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты» и от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной Сластя и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации гдагестациирабочккмеюгисертш^аиапиипроизводствевп ных объектов на соответствие требованиям безопасности;
участие согласно положению о порядке расследо
вания и учета несчастных случаев на производстве,
утвержденному Постановлением Правительства Россий
ской Федерации от 3 июня 1995 года № 558, в расследо
вании несчастных случаев при гибели на производстве
пяти и более работников и, по соглашению с руководи
телями предприятий, в расследовании групповых несча
стных случаев, тяжелых и несчастных случаев со смер
тельным исходом;
организация на предприятиях отрасли и подведом
ственных организациях в соответствии с Постановлени
ем Минтруда России от 12 октября 1994 годе № 65 «Об
утверждении Типового положения о порядке обучения
и проверки знаний по охране труда руководителей и
специалистов предприятий, учреждений и организаций»
обучения и проверки знаний по охране труда руководи
телей и специалистов;
анализ практики работы по предоставлению льгот
и выплате компенсаций работникам предприятий отрас
ли и подведомственных организаций за тяжелые рабо
ты и работы с вредными или опасными условиями тру
да и участие в установленном порядке в подготовке пред
ложений по ее совершенствованию.
Для выполнения возложенных на них функций отраслевым службам охраны труда предоставлены следующие нрава:
• беспрепятственно посещать предприятия отрасли и
подведомственные организации, осматривать производ
ственные, служебные и бытовые помещения, знакомить
ся с отчетами, статистическими и другими документа
ми по вопросам охраны труда;
• запрашивать и получать от структурных подразде
лений федерального органа исполнительной власти, ор
ганизаций отрасли и подведомственных организаций
информацию, а также документы по вопросам, относящимся к компетенции службы охраны труда.
Б соответствии с предоставленными правами отраслевые службы охраны труда могут проводить ведомственный контроль состояния охраны труда в организациях, находящихся в подчинении отраслевого министерства или ведомства..
Начиная с декабря 1990 года в Российское Федерации действует в системе Минтруда России экспертиза условий труда, созданная согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года № 557 в следующем составе: Всероссийская государственная экспертиза условий труда; государственные экспертизы условий труда республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, автономных областей и автономных округов. Этим постановлением также утверждено Положение о Государственной экспертизе условий труда, в соответствии с которым на данный орган возлагается решение следующих задач:
обеспечение защищенности трудящихся, занятых
на работах с неблагоприятными условиями труда на-
предприятиях, в учреждениях, организациях, коопера
тивах независимо от их формы собственности, а также у
отдельных лиц;
осуществление государственного контроля:
правильности применения списков производств,
работ, профессий, должностей и показателей, по кото
рым устанавливаются льготные пенсии и предоставля
ются дополнительные отпуска,
предоставления работникам предприятий в соот
ветствии с законодательством льгот и компенсаций за
работу в неблагоприятных условиях труда,
качества проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда и их отнесения к категории с вредными
в тяжелыми условиями труда,, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин;
■ подготовка заключений но предложениям предприятий об изменениях в снискал производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливается льготное пенсионное обеспечение и првдо-егавляются дополнительные отпуска;
организация научных исследований и разработка
Предложений по совершенствованию системы льготного
пенсионного обеспечения и предоставления ежегодных
дополнительных отпусков;
утверждение по согласованию с Минздравом Рос
сии и Советом Федерации независимых профсоюзов РФ
критериев, показателей и нормативов в области усло
вий труда для установления льгот г компенсаций;
участие в рассмотрении споров между администра
цией и работниками предприятии об установлении льгот
ных нвесий и предоставлении дополнительных отпусков;
рассмотрение и по согласованию с профсоюзными
органами выдача заключений об установления предпри
ятиям дифференцированных тарифов социального стра
хования и изменении их в зависимости от опасности,
вредности, тяжести работ и состояния других факторов
условий труда.
Для решения поставленных задач Государственной экспертизе условии труда РФ предоставляются следующие права:
- производить экспертизу условий труда на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и давать предписания об устранении выявленных нарушений;
• совместно с другими органами государственного
надзора и контроля запрещать эксплуатацию производ
ственных объектов и зибочих «ест при нарушении са-
нитарных норм и правил впредь до проведения необходимых санитарных мероприятий;
" проверять на предприятиях документацию по установлению работникам льготных пенсий и предоставлению дополнительных отпусков на соответствие ее действующему законодательству;
• при выявлении нарушений действующего
законодательства, ущемляющих права работников на
получение льгот и компенсаций за неблагоприятные
условия труда, выдавать администрации предприятий
предписания об устранении этих нарушений;
• вносить в орган, назначивший льготную пенсию,
предложения о взыскании с предприятия денежных
сумм, выплаченных в связи с необоснованным отнесе
нием рабочего места к спискам производств, работ, про
фессий, должностей и показателей, по которым предус
матривалось льготное пенсионное обеспечение;
■ вносить администрации предприятия представле
ния о приостановлении принятых на предприятии ре
шений по льготному пенсионному обеспечению в допол
нительным отпускам, не соответствующих действующе
му законодательству;
• заключать хозрасчетные договоры с предприятия
ми на проведение работ по оценке условий труда при
аттестации рабочих мест;
■ беспрепятственно посещать предприятия, учрежде
ния, организации и кооперативы независимо от их ве
домственной принадлежности.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 6 декабря 1995 года №68 утверждены Рекомендации по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охране труда, которые направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации подготовлены и утверждены Постановлением от 29 декабря 1995 года №74 Рекомендации по разработке отраслевых программ первоочередных мер по улучшению условий и охране труда.