К функциям трудоохранного менеджмента на лю-' бом уровне следует относить не только такие традиционные функции, как организация, планирование, контроль за состоянием безопасности труда, стимулирование выполнения трудоохранных мероприятий, но и анализ производственного травматизма и заболеваемости, оценку состояния охраны труда, повышение трудоохран-ной культуры, регламентирование допуска к руководству работами и их ведению.
2.1. Организация охраны труда
Организация охраны труда базируется на основных направлениях государственной политики в области безопасности труда, изложенных в статье 4 Федерального закона *0б основах охраны труда в Российской Федерации» <ФЗ об ООТ).
Государственная политика в области охраны труда
предусматривает совместные действия органов законо
дательной и исполнительной власти Российской Феде
рации и республик в составе Российской Федерации,
объединений работодателей, профессиональных союзов
в лице их соответствующих структур, подразделений и
иных уполномоченных работниками представительных:
, органов по улучшению условий и охране труда, предуп
реждению производственного травматизма и професси- *
овальных заболевании.
|
|
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоро- -
вья работников;
■ принятие и реализация федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъек
тов Российской Федерации об охране труда, а также
целевых федеральных, отраслевых и территориальных
программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охраной труда;
■ государственный надзор и контроль за соблюдени
ем требований охраны труда;
содействив общественному контролю за соблюдени
ем прав и законных интересов работников в области
охраны труда;
расследование несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
■ защита законных интересов работников, пострадав
ших от несчастных случаев на производстве и професси
ональных заболеваний, а также членов их семей на ос
нове обязательного социального страхования работни
ков от несчастных случаев на производстве и професси
ональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и
работу с вредными или опасными условиями труда, не
устранимыми при современном техническом уровне про
изводства и современной организации труда;
координация работы в области охраны труда, охра
ны природы и других видов экономической и социаль
ной деятельности;
|
|
распространение передового отечественного и зару
бежного опыта работы по улучшению условий и охране
труда;
участив государства в финансировании мероприя
тий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специали
стов по охране труда;
организация государственной статистической отчет
ности об условиях труда, о производственном травма
тизме, профессиональной заболеваемости и об их мате
риальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информа
ционной системы охраны труда;
■ международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, сти
мулирующей создание безопасных условий труда, раз
работку и внедрение безопасных техники й технологий,
производство средств индивидуальной и коллективной
защиты работников;
установление порядка обеснечения работников сред
ствами индивидуальной и коллективной защиты, а так
же санитарно-бытовыми помещениями и устройствами,
лечебно-профилактическими средствами за счет работо
дателей.
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительных органов разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.
То есть статья 4 названного Федерального закона, по существу, определяет направления деятельности прежде всего органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также объединений работодателей, профессио-
нальных' союзов и иных уполномоченных работников представительных организаций. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
Организация работ по охране труда и ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на руководителя предприятия (работодателя) независимо от формы собственности.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность при эксплуатации производственных
зданий, сооружений, оборудования, безопасность техно
логических процессов и применяемых в производстве
сырья и материалов, а также эффективную эксплуата
цию средств защиты, коллективной (СКЗ) и индивиду
альной (СИЗ);
соответствующие требованиям законодательства
гигиенические условия труда на каждом рабочем месте;
организацию надлежащего санитарно-бытового и
лечебно-профилактического обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленный
законодательством;,
выдачу спецодежды, спецобувн и других СИЗ, смы
вающих и обеззараживающих средств в соответствии с
установленными нормами работникам, занятым на яро-
, изводствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;
эффективность контроля за уровнем воздействия
вредных или опасных производственных факторов на
здоровье работников;
возмещение вреда, причиненного работникам уве
чьем, профессиональным заболеванием либо иным по-
вреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
" обучение работников и проверку знаний по вопросам охраны труда;
информирование работников об условиях и состоя
нии охраны труда на рабочем месте, о существующем
риске повреждения здоровья и полагающихся работни
кам СИЗ, компенсациях и льготах;
беспрепятственный допуск представителей органов
государственного надзора и контроля и общественного
контроля для проведения проверок условий и состоя
ния охраны труда на предприятии и соблюдения зако
нодательства об охране труда, а также для расследова
ния несчастных случаев на производстве и случаев про
фессиональных заболеваний;
|
|
своевременную оплату штрафа, наложенного орга
нами государственного надзора и контроля за наруше
ния законодательства об охране труда и нормативных
актов по безопасности и гигиене труда;
■ необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
предоставление органам надзора и контроля необ
ходимой информации об условиях и состоянии охраны
труда на предприятии, выполнении их предписаний, а
также о всех подлежащих регистрации несчастных слу
чаях и случаях повреждения здоровья работников на
производстве;
обязательное страхование работников от временной
нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от
несчастных случаев на производстве и профессиональ
ных заболеваний.
Права работников на охрану труда и гарантии пре-
дусмотрены статьями 8 и 9 ФЗ об ОТ. При этой работник имеет право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в том числе:
рабочее место, соответствующее требованиям охра
ны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболева
ние в соответствии с законодательством Российской Фе
дерации;
получение достоверной информации от работодате
ля, соответствующих государственных органов и обще
ственных организаций об условиях и охране труда на
рабочем месте, о существующем риске повреждения
здоровья, а также о мерах по защите от воздействия
вредных или опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ при возникновении опас
ности для его жизни и здоровья вследствие нарушения
•требований охраны труда, за исключением случаев, пред
усмотренных федеральными законами, до устранения
такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллек
тивной защиты в соответствии с требованиями охраны
труда за счет средств работодателя;
|
|
обучение безопасным методам и приемам труда за
счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств
работодателя в случае ликвидации рабочего места вслед
ствие нарушения требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда
на его рабочем месте органами государственного надзора
и контроля за соблюдением требований охраны труда или
соответствующими органами общественного контроля;
■ обращение в органы государственной власти Рос
сийской Федерации, государственной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления, а также к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих представи
телей в рассмотрения вопросов, связанных с обеспече
нием безопасных условий труда на его рабочем месте, и
в расследовании обстоятельств происшедшего с ним не
счастного случая на производстве или его профессио
нального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование)
в соответствии с медицинскими рекомендациями с со
хранением за ним места работы (должности) и среднего
заработка на время прохождения указанного медицин
ского осмотра;
компенсации, установленные законодательством
Российской Федерации и законодательствами субъектов
Российской Федерации, коллективным договором (со
глашением), трудовым договором (контрактом), если он
занят на тяжелых работах и работах с вредными или
опасными условиями труда;
на рабочее место, защищенное от воздействия вред
ных или опасных производственных факторов, которые
могут вызвать производственную травму, профессиональ
ное заболевание или снижение работоспособности.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения таких требований не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Бели предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни в здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (согласно нормам) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни я здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей: возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
Обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя, и за неисполнение ее, он должен нести ответственность.
При ликвидации цеха, участка, рабочего шеста по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения безопасных для здоровья условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника вовой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.
Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 15 ФЗ об ОТ и заключаются в следующем. Работник обязан:
■ соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
правильно применять коллективные и индивиду
альные средства защиты;
немедленно сообщать своему непосредственному
руководителю о любом несчастном случае, происшедшем
на производстве, о признаках профессионального забо
левания, а также о ситуации, которая создает угрозу
жизни и здоровью людей.
Планирование и финансирование трудоохранных мероприятий
Планирование мероприятий по охране труда осуществляется на основании Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных
постановлением Минтруда России (1995 г.), которые распространяются на все предприятия и являются основой подготовки комплексного плана улучшения условий и охраны труда. К сожалению» они не содержат в себе мероприятий по ликвидации общественных факторов риска. В этом отношении более гибким способом планирования является составление раздела коллектив-ного договора иод названием «Улучшение условий и состояния охраны труда» на основании перспективного «к циального планирования на предприятии.
Включение мероприятий по охране труда в коллективный договор и заключение соглашения по охране труда проводят по соответствующим рекомендациям.
К коллективному договору прилагают следующие документы:
соглашение по охране труда;
перечень профессий и должностей, по которым ра
ботники имеют право на получение СИЗ;
перечень профессий, по которым в дни работы уста
навливается бесплатная выдача работникам молока или
других равноценных продуктов, и др.
Законодательством об охране труда предусматривается создание фондов охраны труда на трех уровнях — федеральном, территориальном и на уровне предприятия. Их главное назначение — решение глобальных в теку1цих вопросов обеспечения для миллионов работников нормальных условий труда, сохранения их вдоро-вья, поддержания высокой работоспособности.
Финансирование мероприятий по улучшению уе-ловий и охраны труда осуществляется эа счет ассир-нований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик и других субъектов Российской Федерации, находящихся в со-
ставе Российской Федерации, местных бюджетах,, и внебюджетных источников.
Сам работник де несет расходов по финансированию мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.
' Мероприятия по охране труда на предприятии могут финансироваться также за счет цеховых и общепроизводственных расходов; амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводят одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда охраны труда предприятия; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники, расширению производства; государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства.
Работы, относящиеся к обеспечению безопасности технологического процесса (устройство лесов и подмостей, крепление горных выработок и т.п.), должны вклю-, чаться не в состав мероприятий по охране труда, а в план организационно-технических мероприятий (оргтех-мероприятий) и финансироваться за счет других статей накладных расходов или за счет других средств. План организационно-технических мероприятий также прилагают к коллективному договору.
Ежегодно по выполнению комплексного плана улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий составляется отчет. Он должен включать четыре раздела:
Приведение условий труда в соответствие с требо
ваниями и нормами охраны труда (по численности ра
ботающих, условия труда которых в отчетном году, при
ведены в соответствие с требованиями: по плану и фак
тически, в том числе для женщин).
Ликвидация опасных и вредных производствен
ных факторов, производств с вредными условиями, тя
желых физических работ, ночных смен (по плану и фак
тически).
Реконструкция, капитальный ремонт или вывод
из эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в
технически неудовлетворительном состоянии.
Строительство и расширение санитарно-бытовых и
других вспомогательных помещений, лабораторий про
мышленной санитарии, лечебно-профилактических уч-
реждений.