Функции трудоохранного менеджмента

К функциям трудоохранного менеджмента на лю-' бом уровне следует относить не только такие традици­онные функции, как организация, планирование, конт­роль за состоянием безопасности труда, стимулирова­ние выполнения трудоохранных мероприятий, но и ана­лиз производственного травматизма и заболеваемости, оценку состояния охраны труда, повышение трудоохран-ной культуры, регламентирование допуска к руковод­ству работами и их ведению.

2.1. Организация охраны труда

Организация охраны труда базируется на основных направлениях государственной политики в области бе­зопасности труда, изложенных в статье 4 Федерального закона *0б основах охраны труда в Российской Федера­ции» <ФЗ об ООТ).

Государственная политика в области охраны труда
предусматривает совместные действия органов законо­
дательной и исполнительной власти Российской Феде­
рации и республик в составе Российской Федерации,
объединений работодателей, профессиональных союзов
в лице их соответствующих структур, подразделений и
иных уполномоченных работниками представительных:
, органов по улучшению условий и охране труда, предуп­
реждению производственного травматизма и професси- *
овальных заболевании.

Основными направлениями государственной полити­ки в области охраны труда являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоро- -
вья работников;

■ принятие и реализация федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъек­
тов Российской Федерации об охране труда, а также
целевых федеральных, отраслевых и территориальных
программ улучшения условий и охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

■ государственный надзор и контроль за соблюдени­
ем требований охраны труда;

содействив общественному контролю за соблюдени­
ем прав и законных интересов работников в области
охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

■ защита законных интересов работников, пострадав­
ших от несчастных случаев на производстве и професси­
ональных заболеваний, а также членов их семей на ос­
нове обязательного социального страхования работни­
ков от несчастных случаев на производстве и професси­
ональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и
работу с вредными или опасными условиями труда, не­
устранимыми при современном техническом уровне про­
изводства и современной организации труда;

координация работы в области охраны труда, охра­
ны природы и других видов экономической и социаль­
ной деятельности;

распространение передового отечественного и зару­
бежного опыта работы по улучшению условий и охране
труда;

участив государства в финансировании мероприя­
тий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специали­
стов по охране труда;

организация государственной статистической отчет­
ности об условиях труда, о производственном травма­
тизме, профессиональной заболеваемости и об их мате­
риальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информа­
ционной системы охраны труда;

■ международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, сти­
мулирующей создание безопасных условий труда, раз­
работку и внедрение безопасных техники й технологий,
производство средств индивидуальной и коллективной
защиты работников;

установление порядка обеснечения работников сред­
ствами индивидуальной и коллективной защиты, а так­
же санитарно-бытовыми помещениями и устройствами,
лечебно-профилактическими средствами за счет работо­
дателей.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объе­динениями работодателей, профессиональными союза­ми и иными уполномоченными работниками представи­тельных органов разрабатывает, осуществляет и перио­дически пересматривает согласованную политику в об­ласти охраны труда.

То есть статья 4 названного Федерального закона, по существу, определяет направления деятельности прежде всего органов законодательной и ис­полнительной власти Российской Федерации и ее субъ­ектов, а также объединений работодателей, профессио-

нальных' союзов и иных уполномоченных работников представительных организаций. Лейтмотивом совмес­тных действий этих органов и общественных организа­ций должно стать принуждение работодателей к при­знанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производ­ственной деятельности.

Организация работ по охране труда и ответствен­ность за состояние условий и охраны труда на предпри­ятии возлагается на руководителя предприятия (рабо­тодателя) независимо от формы собственности.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность при эксплуатации производственных
зданий, сооружений, оборудования, безопасность техно­
логических процессов и применяемых в производстве
сырья и материалов, а также эффективную эксплуата­
цию средств защиты, коллективной (СКЗ) и индивиду­
альной (СИЗ);

соответствующие требованиям законодательства
гигиенические условия труда на каждом рабочем месте;

организацию надлежащего санитарно-бытового и
лечебно-профилактического обслуживания работников;

режим труда и отдыха работников, установленный
законодательством;,

выдачу спецодежды, спецобувн и других СИЗ, смы­
вающих и обеззараживающих средств в соответствии с
установленными нормами работникам, занятым на яро-

, изводствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;

эффективность контроля за уровнем воздействия
вредных или опасных производственных факторов на
здоровье работников;

возмещение вреда, причиненного работникам уве­
чьем, профессиональным заболеванием либо иным по-

вреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

" обучение работников и проверку знаний по вопро­сам охраны труда;

информирование работников об условиях и состоя­
нии охраны труда на рабочем месте, о существующем
риске повреждения здоровья и полагающихся работни­
кам СИЗ, компенсациях и льготах;

беспрепятственный допуск представителей органов
государственного надзора и контроля и общественного
контроля для проведения проверок условий и состоя­
ния охраны труда на предприятии и соблюдения зако­
нодательства об охране труда, а также для расследова­
ния несчастных случаев на производстве и случаев про­
фессиональных заболеваний;

своевременную оплату штрафа, наложенного орга­
нами государственного надзора и контроля за наруше­
ния законодательства об охране труда и нормативных
актов по безопасности и гигиене труда;

■ необходимые меры по обеспечению сохранения жиз­ни и здоровья работников при возникновении аварий­ных ситуаций, в том числе меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

предоставление органам надзора и контроля необ­
ходимой информации об условиях и состоянии охраны
труда на предприятии, выполнении их предписаний, а
также о всех подлежащих регистрации несчастных слу­
чаях и случаях повреждения здоровья работников на
производстве;

обязательное страхование работников от временной
нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от
несчастных случаев на производстве и профессиональ­
ных заболеваний.

Права работников на охрану труда и гарантии пре-

дусмотрены статьями 8 и 9 ФЗ об ОТ. При этой работ­ник имеет право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в том числе:

рабочее место, соответствующее требованиям охра­
ны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболева­
ние в соответствии с законодательством Российской Фе­
дерации;

получение достоверной информации от работодате­
ля, соответствующих государственных органов и обще­
ственных организаций об условиях и охране труда на
рабочем месте, о существующем риске повреждения
здоровья, а также о мерах по защите от воздействия
вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ при возникновении опас­
ности для его жизни и здоровья вследствие нарушения
•требований охраны труда, за исключением случаев, пред­
усмотренных федеральными законами, до устранения
такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллек­
тивной защиты в соответствии с требованиями охраны
труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за
счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств
работодателя в случае ликвидации рабочего места вслед­
ствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда
на его рабочем месте органами государственного надзора
и контроля за соблюдением требований охраны труда или
соответствующими органами общественного контроля;

■ обращение в органы государственной власти Рос­
сийской Федерации, государственной власти субъектов

Российской Федерации и местного самоуправления, а также к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представи­
телей в рассмотрения вопросов, связанных с обеспече­
нием безопасных условий труда на его рабочем месте, и
в расследовании обстоятельств происшедшего с ним не­
счастного случая на производстве или его профессио­
нального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование)
в соответствии с медицинскими рекомендациями с со­
хранением за ним места работы (должности) и среднего
заработка на время прохождения указанного медицин­
ского осмотра;

компенсации, установленные законодательством
Российской Федерации и законодательствами субъектов
Российской Федерации, коллективным договором (со­
глашением), трудовым договором (контрактом), если он
занят на тяжелых работах и работах с вредными или
опасными условиями труда;

на рабочее место, защищенное от воздействия вред­
ных или опасных производственных факторов, которые
могут вызвать производственную травму, профессиональ­
ное заболевание или снижение работоспособности.

Условия труда, предусмотренные трудовым догово­ром (контрактом), должны соответствовать требовани­ям охраны труда.

На время приостановления работ органами государ­ственного надзора и контроля за соблюдением требова­ний охраны труда вследствие нарушения таких требо­ваний не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Бели предоставление другой работы по объективным при­чинам невозможно, время простоя работника до устра­нения опасности для его жизни в здоровья оплачивает­ся работодателем в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

В случае необеспечения работника средствами инди­видуальной и коллективной защиты (согласно нормам) работодатель не вправе требовать от работника выпол­нения трудовых обязанностей и должен оплатить воз­никший по этой причине простой в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Отказ работника от выполнения работ в случае воз­никновения опасности для его жизни я здоровья вслед­ствие нарушения требований охраны труда либо от вы­полнения тяжелых работ и работ с вредными или опас­ными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привле­чения к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работ­ника при исполнении им трудовых обязанностей: возме­щение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспе­чивает организацию и осуществление государственно­го надзора и контроля за соблюдением требований ох­раны труда и устанавливает ответственность работода­теля и должностных лиц за нарушение указанных тре­бований.

Обеспечение прав работника — это первейшая обя­занность работодателя, и за неисполнение ее, он должен нести ответственность.

При ликвидации цеха, участка, рабочего шеста по требованию органов государственного надзора и контро­ля вследствие невозможности обеспечения безопасных для здоровья условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его ква­лификации, или обеспечить бесплатное обучение работ­ника вовой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний пра­вил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 15 ФЗ об ОТ и заклю­чаются в следующем. Работник обязан:

■ соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивиду­
альные средства защиты;

немедленно сообщать своему непосредственному
руководителю о любом несчастном случае, происшедшем
на производстве, о признаках профессионального забо­
левания, а также о ситуации, которая создает угрозу
жизни и здоровью людей.

Планирование и финансирование трудоохранных мероприятий

Планирование мероприятий по охране труда осу­ществляется на основании Рекомендаций по планиро­ванию мероприятий по охране труда, утвержденных

постановлением Минтруда России (1995 г.), которые распространяются на все предприятия и являются осно­вой подготовки комплексного плана улучшения усло­вий и охраны труда. К сожалению» они не содержат в себе мероприятий по ликвидации общественных факто­ров риска. В этом отношении более гибким способом планирования является составление раздела коллектив-ного договора иод названием «Улучшение условий и со­стояния охраны труда» на основании перспективного «к циального планирования на предприятии.

Включение мероприятий по охране труда в коллек­тивный договор и заключение соглашения по охране труда проводят по соответствующим рекомендациям.

К коллективному договору прилагают следующие документы:

соглашение по охране труда;

перечень профессий и должностей, по которым ра­
ботники имеют право на получение СИЗ;

перечень профессий, по которым в дни работы уста­
навливается бесплатная выдача работникам молока или
других равноценных продуктов, и др.

Законодательством об охране труда предусматрива­ется создание фондов охраны труда на трех уровнях — федеральном, территориальном и на уровне предприя­тия. Их главное назначение — решение глобальных в теку1цих вопросов обеспечения для миллионов работни­ков нормальных условий труда, сохранения их вдоро-вья, поддержания высокой работоспособности.

Финансирование мероприятий по улучшению уе-ловий и охраны труда осуществляется эа счет ассир-нований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик и других субъектов Российской Федерации, находящихся в со-

ставе Российской Федерации, местных бюджетах,, и внебюджетных источников.

Сам работник де несет расходов по финансированию мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.

Финансирование мероприятий по улучшению усло­вий и охраны труда в организациях независимо от орга­низационно-правовых форм (за исключением федераль­ных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организа­циях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

' Мероприятия по охране труда на предприятии могут финансироваться также за счет цеховых и общепроиз­водственных расходов; амортизационного фонда, пред­назначенного на капитальный ремонт, если мероприя­тия проводят одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда охраны труда предприятия; банковского кредита, если мероприятия входят в комп­лекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники, расширению производства; государственных капитальных вложений, включая фонд развития про­изводства.

Работы, относящиеся к обеспечению безопасности технологического процесса (устройство лесов и подмос­тей, крепление горных выработок и т.п.), должны вклю-, чаться не в состав мероприятий по охране труда, а в план организационно-технических мероприятий (оргтех-мероприятий) и финансироваться за счет других статей накладных расходов или за счет других средств. План организационно-технических мероприятий также при­лагают к коллективному договору.

Ежегодно по выполнению комплексного плана улуч­шения условий охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий составляется отчет. Он должен вклю­чать четыре раздела:

Приведение условий труда в соответствие с требо­
ваниями и нормами охраны труда (по численности ра­
ботающих, условия труда которых в отчетном году, при­
ведены в соответствие с требованиями: по плану и фак­
тически, в том числе для женщин).

Ликвидация опасных и вредных производствен­
ных факторов, производств с вредными условиями, тя­
желых физических работ, ночных смен (по плану и фак­
тически).

Реконструкция, капитальный ремонт или вывод
из эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в
технически неудовлетворительном состоянии.

Строительство и расширение санитарно-бытовых и
других вспомогательных помещений, лабораторий про­
мышленной санитарии, лечебно-профилактических уч-
реждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: