Веспер в ночном челноке
Выплыл, и вспыхнул алмаз
Где-то в бездонной реке.
Словно приснилось лицо
Милой моей вдалеке;
Словно кольца на руке
Верное ищет кольцо.
В 1944 г. поэт вдруг снова начинает активно писать стихи, за короткий срок он создал более ста стихотворений, которые позже вошли в книгу «Римский дневник 1944 года». В этой книге тоже есть стихи с религиозной тематикой, но они не главное в ней. В «Римском дневнике» голос Вяч.Иванова звучит по-новому, с новым драматизмом, он впервые пишет о европейской истории, здесь звучат скорбные и трагические мысли о современности. В этих стихах особенно впечатляет ощущение русского слова, русской речи, которым он поет гимн:
Родная речь певцу земли родная:
В ней предков неразменный клад лежит,
И нашептом дубравным ворожит
Внушенных небом песен мать родная.
Главное чувство этих лет – чувство привязанности к России, которая остается всем матерью:
Но и скитальцам, отщепенцам
Ты мать, родимая земля.
|
|
Ужасы фашистской оккупации заставляют его задуматься о смысле жизни, о необходимости борьбы за свободу. Здесь его мысли и даже интонация стихов сливаются с общим настроем советской поэзии, написанной в годы войны.
Рассказать – так не поверишь,
Коль войны не пережил,
Коль обычной мерой меришь
Моготу душевных сил, -
Все, чего мы натерпелись,
Как под тонкий перезвон
Что ни день каноны пелись
Безымянных похорон.
Наконец поэт понял, что живет в очень непростое время, что кроме любви к Древнему Риму, надо иметь мужество и посмотреть в лицо своему веку:
Лютый век! Убийством Каин
Осквернил и катакомбы.
Плуг ведя, дрожит хозяин –
Не задеть бы ралом бомбы.
В этих стихах часты настроения ностальгии, любви к родному дому, к родному «пепелищу», хотя он боится, что на покинутой родине его уже никто не помнит. В эти годы меняется и язык и тематика его стихов, усиливается тяготение к простоте, ясности, «тютчевской прозрачности».
Густой, пахучий вешний клей
Московских смольных тополей
Я обоняю в снах разлуки
И слышу ласковые звуки
Давно умолкших окрест слов,
Старинный звон колоколов…
Но на родное пепелище
Любить и плакать не приду:
Могил я милых не найду
На перепаханном кладбище.
И хотя поэт понимает, что возврата на Родину не будет, он все-таки клянется в верности родной речи:
Отступит море, - дуб не вянет,
Пока жива родная речь…
В этом сборнике Вяч.Иванов вновь обращается к размышлениям о роли поэзии в жизни человека, он считает поэзию «праздником слова», поет хвалу Богу за жизнь в ее различных проявлениях.
|
|
И про себя даемся диву,