Своей волной

Тема России просутствует и в творчестве Сологуба: цикл «Гимны Родины» (1903), в нем проявляются некрасовские мотивы, он обличает социальное неравенство, всех «смиренных людишек»:

О, Русь! В тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

Милее нет на свете края,

О родина моя!

Хотя Сологуб себя тоже считает – «Я также сын больного века», но у него остается «вера в человека» – «А все же радостной надежде / Есть место в сердце у меня!» Поэзия Сологуба философична, у него собственное мировидение, автор признавался, что в стихах он «открывает душу», но его не всегда легко понять – у него шокирующие поэтические метания между светом и тьмой, между Богом и Сатаной, он часто обращается с прославлением к Дьяволу:

Тебя, отец мой, я прославлю

В укор неправедному дню,

Хулу над миром я восславлю

И соблазняя соблазню.

Сологуб настойчиво пишет о смерти, психологически мотивирует и разрабатывает эту линию: «О смерть! Я живой. Повсюду вижу / одну тебя, – и ненавижу / Очарования земли!» – «Я душой умирающей, жизни рад и не рад».

В смерти и в ее призыве поэт видит высший смысл:

Подруга-смерть не замедляй,

Разрушь порочную природу

И мне опять мою свободу

Для созидания отдай.

В его поэзии много снов-образов, они и связаны с жизнью и отделены от нее.

Ты не бойся, что темно.

Слушай, я тебе открою, –

Все невинно, все смешно,

Все божественной игрою

Рождено и суждено.

Смерть в поэзии Сологуба – путь к спасению от обмана жизни, она единственная реальность, которая не придаст человека, ей близки сон и мечта. А.Белый назвал Сологуба «певцом смерти». Для Сологуба смерть – возвращение к вечному бытию, прерванному жизнью, поэтому смерть воспринимается скорее как избавление, возвращение в бытие. Его герои живут в мире мечты, который несоединим с миром бытовой реальности.

В поэзии Сологуба отразилось его знание истории, литературы, мифологии, религии, науки, культуры:

На опрокинутый кувшин

Глядел вернувшийся из рая.

В пустыне только миг один

А там века текли, сгорая.

По мнению Сологуба, только художник может быть существом, «перекраивающим реальный мир по своей воле», он часто ставит проблему соотношения автора и произведения – «Я сам творец и сам свое творенье».

Из сборников стихотворений Сологуба самый значительный – «Пламенный круг», его заглавие символично, оно подразумевает вечный круговорот человеческих перевоплощений, в которых поэт как бы прозревает самого себя в чужих судьбах. Как поэт Сологуб отличается внешней простотой стиха, за которой скрыто высокое профессиональное мастерство; критика отмечала холодность его поэзии, тяготение к эстетизации смерти. Частая тема поэзии Сологуба – власть дьявола над человеком: «Когда я в бурном море плавал», «Чертовы качели» и др. Дьявол у Сологуба символизирует не только зло, царящее в мире, но и выражает бунтарский протест против обывательского благополучия и успокоенности. У Сологуба своя трактовка образа солнца, очень распространенного в литературе рубежа веков. В понимании Сологуба – это «Змий, царящий над вселенной, Весь в огне, безумно-злой». В его поэзии появляется «недотыкомка серая», это злой бес, этот образ рожден суеверием, житейской пошлостью и отчаянием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: