Основная задача главы

Основная задача этой главы состоит в том, чтобы изложить целостную и, как нам представляется в данный момент, свободную от эклектики систему пред­ставлений, объединяющую в рамках единой теории понимание активности отдельного нейрона и целостного пове­дения, соотношения функционирова­ния и развития, структуры и функции, психики и мозга, индивида и среды, нор­мы и патологии. Будет продемонстриро­вано, как последовательное развитие си­стемного подхода заставило отказаться от представления о реактивности не только на организменном, но и на кле­точном уровне в пользу представлений об активности и целенаправленности, что, в свою очередь, обусловило суще­ственное изменение методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира и привело к форми­рованию нового направления в психо­логии — системной психофизиологии.

2.2.1.6. Разнообразие вариантов системного подхода

Концептуальные построения многих ав­торов, относящиеся к парадигме актив­ности, могут быть, с теми или иными оговорками, рассмотрены как варианты методологии системного подхода. Сис­темный подход — не новость в психоло-


42 2. Психофизиология


гии, а сам термин «системный подход» стал использоваться в нашей литературе уже больше трех десятилетий назад. По­нимание системности изменялось на последовательных этапах развития на­уки; не одинаково оно и для разных ва­риантов системного подхода, существую­щих на одном и том же этапе. В частно­сти, и в психофизиологии системный под­ход далеко не однородное направление и общим для таких авторов как П.К. Ано­хин, Н.Ю. Беленков, Н.П. Бехтерева, М.Н. Ливанов, А.Р. Лурия, E.R. John и многие другие оказывается главным обра­зом лишь признание того, что «функция» (что бы под ней ни понимали разные ав­торы) реализуется не отдельными струк­турами или клетками, а их системами.

Системная психофизиология развивает теорию функциональных систем (ТФС), разработанную академиком П.К. Анохи­ным (1898 — 1974) и его школой. Что это за теория, в чем ее отличие от других ва­риантов системного подхода и чем опре­деляется особое значение ТФС для пси­хологии и психофизиологии?


ласти науки ничего нового, так как яв­ляется даже для начинающего исследо­вателя аксиомой. С другой стороны, вза­имодействие не может рассматриваться как механизм ограничения огромного числа степеней свободы каждого из мно­жества элементов живых систем; взаи­модействие их создаст не систему, а хаос. Главным препятствием для использо­вания упомянутых вариантов системно­го подхода в конкретном исследовании является отсутствие в их методологии понятия о системообразующем факто­ре, детерминирующем формирование и реализацию системы. До тех пор пока ис­следователь не определит такой фактор, который, являясь неотъемлемым ком­понентом системы, ограничивал бы сте­пени свободы ее элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия, и который был бы изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в самых разных си­туациях, все разговоры о системах и пре­имуществах системного подхода перед несистемным останутся только разгово­рами [Анохин, 1975, с. 32(.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: