double arrow

Научение у взрослых как реактивация процессов развития


В настоящее время становится обще­признанным, что многие закономернос­ти модификации функциональных, мор­фологических свойств нейронов, а также регуляции экспрессии генов, лежащие в основе научения у взрослых, сходны с теми, что действуют на ранних этапах он­тогенеза (подробно см.: 1Анохин, 2001]; см. также раздел 6.8. настоящей главы). Это дает авторам основание рассматри­вать научение как «реювенилизацию» или «реактивацию процессов созревания», имеющих место в раннем онтогенезе.

В рамках ТФС, наряду с признани­ем специфических характеристик ран­них этапов индивидуального развития, по сравнению с поздними, уже доволь­но давно психофизиологами (В.Б. Швыр­ков), физиологами (К.В. Судаков) и пси­хологами (В.Д. Шадриков) было обосно­вано представление о том, что системо-генез имеет место не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.

Позднее был сделан вывод о том, что принципиальным для понимания разли­чий роли отдельных нейронов в обеспе­чении поведения является учет истории формирования поведения, т.е. истории последовательных системогенезов, и раз­работана системно-селекционная кон­цепция научения. Она представляет собой составную часть системно-эволюцион­ной теории, которая сформулирована В.Б. Швырковым и является важнейшим





компонентом методологической базы си­стемной психофизиологии. Основное со­держание этой теории будет изложено в настоящем и в следующем разделах. Под­черкнем, что системно-эволюционная парадигма отвечает современным тенден­циям синтеза научных знаний... на осно­ве принципов универсального эволюцио­низма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подхо­дов» 1Степин, Кузнецова, 1994, с. 196].







Сейчас читают про: