В настоящее время становится общепризнанным, что многие закономерности модификации функциональных, морфологических свойств нейронов, а также регуляции экспрессии генов, лежащие в основе научения у взрослых, сходны с теми, что действуют на ранних этапах онтогенеза (подробно см.: 1Анохин, 2001]; см. также раздел 6.8. настоящей главы). Это дает авторам основание рассматривать научение как «реювенилизацию» или «реактивацию процессов созревания», имеющих место в раннем онтогенезе.
В рамках ТФС, наряду с признанием специфических характеристик ранних этапов индивидуального развития, по сравнению с поздними, уже довольно давно психофизиологами (В.Б. Швырков), физиологами (К.В. Судаков) и психологами (В.Д. Шадриков) было обосновано представление о том, что системо-генез имеет место не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового поведенческого акта есть формирование новой системы.
Позднее был сделан вывод о том, что принципиальным для понимания различий роли отдельных нейронов в обеспечении поведения является учет истории формирования поведения, т.е. истории последовательных системогенезов, и разработана системно-селекционная концепция научения. Она представляет собой составную часть системно-эволюционной теории, которая сформулирована В.Б. Швырковым и является важнейшим
|
|
компонентом методологической базы системной психофизиологии. Основное содержание этой теории будет изложено в настоящем и в следующем разделах. Подчеркнем, что системно-эволюционная парадигма отвечает современным тенденциям синтеза научных знаний... на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов» 1Степин, Кузнецова, 1994, с. 196].