Селекция нейронов как основа развития и научения

Системно-селекционной концепции со­звучны современные идеи о «функцио­нальной специализации», пришедшие на смену идеям «функциональной локализа­ции», и о селективном (отбор из имеюще­гося в мозгу набора нейронов клеток с определенными свойствами), а не инст­руктивном (изменение свойств, «инст­руктирование» клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе формирования нейронных объединений на ранних и поздних стадиях онтогенеза.

G.M. Edelman привел убедительные аргументы против инструктивного прин­ципа, заключающиеся в том, что он тре­бует точной копии каждого сигнала, ко­торая может формироваться новыми структурами, включающими старые ком­поненты, или совершенно новыми струк­турами. В первом случае необходим ме­ханизм высшего порядка (гомункулус) для различения старых и новых элемен­тов; во втором — система будет быстро ис­тощена. Альтернатива — селекция.

Принцип селекции по Эдельману может быть описан следющими положе­ниями. В мозгу формируются группы нейронов, каждая из которых по-своему активируется при определенных изме­нениях внешней среды. Специфика груп­пы обусловлена как генетическими, так и эпигенетическими модификациями, происшедшими независимо от упомя­нутых изменений. Когда происходит оп­ределенное изменение среды, оно при­водит к отбору из числа имеющихся та-


2.2. Введение в системную психофизиологию 63


кой группы, которая, в терминах Дж. Эдельмана, может обеспечить надлежа­щую реакцию. Изменение среды и груп­па могут считаться соответствующими друг другу в том случае, если клетки пос­ледней отвечают на данное изменение более или менее специфично. Селекция имеет место уже при созревании мозга в раннем онтогенезе, в процессе кото­рого множество (50% и более) нейронов гибнет. Отобранные же клетки состав­ляют первичный ассортимент. Вторич­ный ассортимент формируется в резуль­тате селекции, происходящей в процес­се поведенческого взаимодействия со средой.

G.M. Edelman проводит аналогию между селекцией нейронов, селекцией в эволюции и клональной селекцией в им­мунологии. Принятие положения о се­лекции как основе развития на всех его этапах устраняет дихотомию между со­зреванием и научением (E.S.Reed).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: