Системная специализация и системоспецифичность нейронов

Специализация нейронов относительно вновь формируемых систем — систем­ная специализация — постоянна, т.е. нейрон системоспецифичен. В настоя­щее время обнаружены нейроны, спе­циализированные относительно самых разнообразных элементов опыта: актов использования определенных слов у лю­дей, актов «социального контакта» с оп­ределенными особями в стаде у обезь­ян, актов инструментального поведе­ния у кроликов, актов ухода за новорож­денными ягнятам у овец и т.д.

Селекция нейронов из «резерва» (ра­нее молчавших, неактивных клеток) за­висит от их индивидуальных свойств, т.е. от особенностей их метаболических «по­требностей». Можно полагать, что имен­но нарастание разнообразия метаболи­ческих «потребностей» нейронов обус­ловливает филогенетическое усложнение поведения: белковый и пептидный состав нейронов усложняется в филогенезе.

Поскольку считается, что нервная си­стема состоит из нейронов, обладающих своеобразной «индивидуальностью», по­стольку представляется логичным предпо­ложение, что число нейронов в известной мере отражает их разнообразие и предоп­ределяет поведенческие возможности. Можно полагать поэтому, что не только межвидовые, но и индивидуальные разли­чия связаны с различием в числе нейро­нов, имеющихся у сравниваемых видов или индивидов, соответственно. Аргумен­ты в пользу наличия подобной связи полу­чены недавно в экспериментах, показы­вающих наличие высоко значимой связи между числом нейронов в «заинтересован­ных» структурах мозга и способностью птиц к выучиванию специфического пове­дения — воспроизведению видовой песни: чем больше нейронов у данной птицы в этих структурах, тем более точно она вос­производит услышанные от других птиц фрагменты видовой песни.

Положение о селекции и системо-специфичности не означает абсолютной


64 2. Психофизиология


предопределенности: как в раннем онто­генезе селекция не означает полную го­товность, предопределенность моделей результатов даже видоспецифических ак­тов— они формируются в зависимости от особенностей индивидуального разви­тия, так и у взрослого, наличие групп нейронов со специфическими свойства­ми, которые могут быть отобраны при научении, по-видимому, означает воз­можность сформировать не определен­ный акт, а определенный класс актов. Выяснение границ и характеристик по­добных классов — перспективная задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: