Истинное развитие: смена или «наслоение»?

Наряду с изложенными идеями, высказы­ваются также и мнения о том, что истин­ное развитие представляет собой не «на­слоение», а смену одних образований дру­гими. Однако эти мнения опровергаются данными многочисленных экспериментов. Выявлено, что в основе образования нового элемента опыта лежит не «пере­специализация» ранее специализирован­ных нейронов, а, как уже говорилось, установление постоянной специализа­ции относительно вновь формируемой системы части нейронов резерва. Дан­ные о неонейрогенезе у взрослых мле­копитающих, в том числе и у людей, а также недавно полученные результаты, показывающие, что число выживших


нейронов, вновь появившихся в процес­се нейрогенеза у взрослых животных, увеличивается при содержании после­дних в обогащенной среде, а также о том, что искусственное угнетение ней­рогенеза нарушает формирование памя­ти [Shors et al., 2001], позволяют выска­зать следующее предположение.

Неонейрогенез может вносить вклад в процессы системогенеза. Наряду с рек­рутированными клетками «резерва» и вновь появившиеся нейроны специализи­руются относительно новых систем. Неонейрогенез может иметь значение и для замены нейронов первичного и/или вторичного ассортиментов (см. разделы 2.2.6.5. и 2.2.7.8.), гибнущих как в услови­ях нормы, так и в патологии (см. раздел 6.8.). Что касается патологии, в литера­туре уже имеются данные об интенсифи­кации нейрогенеза при локальных пора­жениях мозга взрослых индивидов и о миграции вновь появившихся нейронов в область повреждения [Хие, 1998].

Таким образом, новая система оказы­вается «добавкой» к ранее сформирован­ным, «наслаиваясь» на них. В связи с этим появление клеток новой специализации приводит к увеличению общего числа ак­тивных в поведении клеток, а не к умень­шению числа нейронов старых специали­заций. Положения об увеличении числа активных клеток при обучении, а также о том, что вновь сформированные специ­ализации нейронов остаются постоянны­ми (в эксперименте — в течение всего пе­риода хронической регистрации: недели и даже месяцы) и при обучении происходит скорее вовлечение новых нейронов, чем переобучение старых, в последнее время находят подтверждение в работах ряда ла­бораторий. Как же используются элемен­ты опыта разного «возраста» в достиже­нии результатов поведения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: