double arrow

Предмет, функции и методология экон. науки (сэн)


Предмет.Эк. теория изучает поведение людей, как хозяйств-ых субъектов на всех уровнях экон-ой системы в процессе пр-ва, распредел-я, обмена и потребления мат. благ и услуг, в целях удовлетвор-я чел-х потреб-тей при огранич-ых ресурсах семьи и общ-ва в целом. Осн-ми вопросами эк.теории явл-ся:1.Поведение людей в роли хоз-го субъекта на микро и макро уровне.2.Огранич-ть рес-ов и безгранич-ть потреб-тей чел-ка и общ-ва.3.Созидание богатства и механизм его распределения.4.Процессы обмена и потребл-я мат. благ и услуг. 5.Микро и макро уровни эк. сист-мы.6.орг-я пр-ва, труда и упр-я и соц-эк отношения между людьми.7.междунар-я интеграция и мировые эк-ие связи.

Все это входит в объект исследования науки. Сэн объед-ет в себе осн. направл. эк. учений прошлого и наст-го.1. Она унаследовала принципы классич-ой школы с ее анализом пр-ва,обмена, распр-я и потребл-я, а т.же анализом закономерностей рын-ых отн-ий.2.унаследовала марксистские принципы,глубоко исследовавшего соц-эк отношения в сфере общ-го пр-ва.3.заимствовала у маржинализма анализ поведения потребителя в эк. системе.4.она вкл-ет в себя неоклассическое направл-ие и кейнсианство, кот глубоко исследовали сферу микро и макро эк-ки.5.Сэн опирается на институционально-социологический подход.




Ф-ции: 1.Научно-позновательная.- чел. изучает важнейшие стороны жизни об-ва (пр-во, обмен, потребл-е, распр-е мат. благ и услуг).2.Критическая.- в реальной жизни люди имеют дело с реальными формами хоз-ния. Одни из кот-х более, другие менее эффективны. Поэтому в науке по одному и тому же вопросу сущ-ют различ-е взгляды, подходы, решения.3.Прак-кая (прагматическая) – каждый руков-ль гос-ва, фирмы, хоз-го субъекта(объекта) в своих конкретных (практич)делах осознанно (или неос-но) руководств-ся эк-ми принципами и зак-ми. Эк.теория явл. предпосылкой к успешному развитию хоз-ва, но не более.4.прогностическая.- глубокое знание всех сторон эк-ой жизни дает возм-ть в целом предвидеть события, т.е. прогноз-ть с определ-ой степенью точности.5.Методологическая. – эк. теория явл-ся не только наукой, но и методом, интеллект-ым инструментом или техникой мышления.

Методология сэн- это особая наука о методах познания эк. процессов хоз-ой жизни.

Объектом исследования явл. эк. явления, субъектом-чел, фирма, гос-во.сфера-та хоз. среда, в кот-ой осущ-ся хоз или экон. деят-ть в процессе историч. развития сама методология опиралась на различ. принципы и подходы. Среди них наиб. известными явл.:

1.Рационалистический.-основан на попытке открыть естеств-ые или рацион-ые з-ны эк.теории.

2.субъективный (...-ский)- в кач-ве осн-го объекта исследов-я рассм. чел. как хозяйств-ий субъект. Апогеем явл. теория потребит-го поведения, основ-ая на предельной полезности.



3.эмпирический. Основан на изуч-ии реальных фактов эк.жизни. Его результатом являлись: эк-ие модели, макро и микро эк-ка.

4.диалектический. В его основе заложен мысль о том, что эмпирич-го опыта для познания мало и необх-им анализ явл-ий и процессов в развитии и движении.

Каждый подход содержит в себе элементы истины, совр-ая методология эк.науки исп-ет все подходы. Процесс науч-го познания проходит в 3 этапа:а)живое созерцание реальной жизни.- анализ-ся факты и события реальной жизни. б)абстрактное научное мышление.- вырабат-ся теретич-ие полож-я и принципы. в)новое возвращение к практики с целью ее улучшения и изменения в необх-ом для нас направлении.-принимаются решения и выраб-ся эк-ая политика.







Сейчас читают про: