1. Каковы концептуальные различия идеологии большевизма и классического марксизма?
2. Сущность концепции диктатуры пролетариата в трудах К. Маркса и В.И. Ленина? Что понимал под диктатурой власти И.В. Сталин?
3. Какова сущность теории революции в учениях К.Маркса и В.И. Ленина? Сопоставьте их взгляды с теорией перманентной революции Л.Д. Троцкого.
4. Можно ли выделить различия между моделью советского тоталитаризма и европейскими формами? Опишите ряд научных концепций о тоталитаризме.
5. Базовые положения течения евразийцев. Как они интерпретировали роль социалистической революции? Почему «романно-германский мир» они называли злейшим врагом?
6. Соотношение позитивизма и нормативизма. На чем базируется их критическое отношение к теории естественного права? Что Г. Кельзен вкладывал в понятие «чистой теории права»?
7. Какова интерпретация естественно-правовой теории в ХХ веке? Какая классификация естественных прав представлена в учение Ж. Маритена? Почему каждая историческая эпоха создает свой идеал естественных прав?
8. Какова сущность теорий солидаризма и институционализма?
9. Каковы, по мнению М. Вебера, цели и функции государства? Его сущность теории власти?
Перечень заданий для контрольных (домашних) работ
Вариант 1.
Идея особой роли людей знания в делах властвования и управления, лежащая в основе технократических концепций, очень давняя. Еще Платон писал в «Законах» о том, что «… ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыка государства не встанет в племя философов …». Как развивалась эта идея в течение времени? Являются ли, по Вашему мнению, технократические идеи верными, или не являются; и почему? будет ли в дальнейшем демократия заменена технократией? Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры.
Вариант 2.
Платон считал необходимым смешивать два «материнских вида государственного устройства» – монархию и демократию. Монархия олицетворяет власть, но ограничивает свободу и ведет к рабству (как в Персии). Демократия – воплощение свободы, но при крайнем развитии (как в Афинах) ведет к распущенности, к пренебрежению законами. Соединение монархии и демократии, по мнению Платона, создает государство, сочетающее свободу и дружбу с порядком и разумностью. Как Вы думаете, является ли подобное государственное устройство «оптимальным вариантом», в том числе и для современности? Какие существуют современные тенденции на этот счет? Какое государственное устройство, по Вашему мнению, будет реальным в будущем?
Вариант 3.
Цицерону принадлежит знаменитое определение государства (точнее, – «республики») как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Какой след в истории политической мысли оставило данное Цицероном определение государства?
Вариант 4.
Республиканец Макиавелли с искренним уважением писал о народе, но в то же время его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Его произведения внимательно изучали Муссолини, Ленин, Сталин и др. Считаете ли Вы справедливым (или не справедливыми) идеи Макиавелли, в частности, о том, что политика и мораль не совместимы, т.к. в политике для достижения цели хороши все средства? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры. Какое значение идеи Макиавелли имеют в XXI веке?
Вариант 5.
Гуго Гроция называют «отцом международного права». Чем обусловлена данная оценка? Какой вклад он внес в разработку теории войны и мира, права на войну? Что он называл источником международного права?
Проведите сравнительный анализ его классификации справедливых и несправедливых войн. Почему он считал, что войны между государствами не противоречат естественному праву?
Вариант 6.
Джон Локк выступал сторонником принципа законности политического управления. Что он вкладывал в данное понятие?
Охарактеризуйте его высказывание: «Там, где нет законов, там нет и свободы». Сравните данное определение со взглядами Т. Гоббса «…закон есть приказание, а приказание состоит в изъявлении или проявлении в устной, письменной или какой-нибудь другой форме воли того, кто приказывает, мы можем заключить, что приказание государства является законом лишь для тех, кто способен понимать его».
Вариант 7.
Ш. Монтескье установил связь законов с климатом. При этом он считал, что разумный законодатель должен считаться с этим фактором зависимости, но в то же время он должен бороться с негативными последствиями влияния климата на людей. Считаете ли Вы эти идеи правильными, или придерживаетесь другой точки зрения? Нашли ли в дальнейшем эти идеи Монтескье свое отражение в законодательстве (в том числе современном), если да, то какое и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вариант 8.
Выборы считаются необходимым условием демократии, т.к. народ может осуществлять свою власть в обществе не иначе, как через выборных представителей. Однако французский мыслитель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо был сторонником непосредственного участия всего населения в решении наиболее важных вопросов, рассматривая представительную власть как форму ограничения воли народа. С каким утверждением Вы согласны, и почему? Какие аргументы приводил Руссо для основания своей теории? Как Вы считаете, способствуют ли выборы в современном обществе власти народа? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вариант 9.
Практически первым в истории теоретическим убедительным выступлением против отмены смертной казни явилась книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Какие идеи Ч. Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством? Считаете ли Вы идеи Ч. Беккариа правильными, или придерживаетесь другой точки зрения? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вариант 10.
И. Кант сводил деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. При этом философ полагал, что в задачу государственной власти не входит забота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят «по своим понятиям сделать народ счастливым»). Каким образом И. Кант обосновывал свою точку зрения? Согласны ли Вы с данным утверждением, или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.
Вариант 11.
Гегель рассматривал гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни, им подчеркивалось, что «развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». В чем проявилась оригинальность данной концепции Гегеля? Какое влияние оказала его концепция на развитие политико-правовой мысли? Какие точки зрения на соотношение гражданского общества и государства существуют в настоящее время?
Вариант 12.
Теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым. В то же время, проблема прав человека была отвергнута юридическим позитивизмом вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке был признан лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека. Какое значение данные идеи имели в свое время? Какое значение они имеют сегодня? Согласны ли Вы с данным утверждением или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.
Вариант 13.
Профессор Московского университета Б. Н. Чичерин признавал собственность необходимым проявлением свободы. В ряде трудов, особенно в сочинении «Собственность и государство», он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, «самого плохого хозяина, какого только можно придумать». По Чичерину формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, а материальное равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Какие аргументы проводил Б.Н. Чичерин в пользу своей теории? Согласны ли Вы с данным утверждением или не согласны, и почему? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры.
Вариант 14.
Ж. Сорель и другие теоретики анархо-синдикализма резко критиковали государство, демократию и парламентаризм. Сорель утверждал, что демократия стремится уравнять всех «граждан» так, чтобы рабочие захотели стать похожими на буржуа. В результате смешения классов насаждается посредственность, отрезаются пути к новой, высшей культуре, которую должен и может создать только пролетариат. Демократия нравится только тем политикам, которых она выносит к власти, дает возможность пользоваться им и их друзьям всеми выгодами, доставляемыми государством. Согласны ли Вы с данными взглядами, или не согласны, и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. Дайте свое понятие «Демократии», так как лично Вы ее понимаете.
Вариант 15.
В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864 – 1920 г.). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории. Назовите эти типы власти, о которых говорил М. Вебер. Какова сущность и содержание власти в интерпретации Вебера?
Вариант 16.
По мнению итальянского ученого В. Парето, «история обществ есть большей частью история преемственности аристократий», в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «правящей элиты». Является ли данное мнение верным или не является? Как данное утверждение соотносится с теорией демократии? Аргументируйте свой ответ.
Вариант 17.
С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, пошло на убыль влияние естественно-правовых учений. «Эта индивидуалистическая философия естественного прав повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей», - писал в 1972 г. французский социолог Р. Арон. Примерно в тоже время В. Майховер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. Прокомментируйте данное обстоятельство. Считаете ли Вы заявления Р. Арона, В Майховера и А. Кауфмана верными, и почему? Или события конца XX - начала XXI в. говорят о преждевременности подобных заявлений? Оказывают ли процессы глобализации влияние на естественные права? Почему формируется учение о пятом, шестом поколении естественных прав. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Политическая и правовая концепция Цицерона. Атомистическое учение Тита Лукреция Кара.
2. Схоластические политические учения средневековья.
3. Критика теократической теории в учении Марсилия Падуанского.
4. Каноническое правовое учение.
5. Политико-правовая концепция Фрэнсиса Бэкона.
6. Становление и развитие мусульманской политико-правовой мысли.
7. Концепция государства и права в учениях аль-Маварди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушда.
8. Политическое учение Ибн Халдуна.
9. Политические и правовые взгляды шиитов и суннитов: сравнительный анализ. Современные тенденции.
10. Национальная политическая концепция древнерусского государства: Илларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник.
11. Политических спор нестяжателей и иосифлян.
12. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа.
13. Политико-правовые взгляды якобинцев
14. Уголовное учение Ч. Беккариа.
15. Политические проекты М.М. Сперанского.
16. Политические программы декабристов.
17. Политические и правовые споры славянофилов и западников.
18. Русский утопический социализм (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский).
19. Развитие либеральных учений о государстве и праве. А. Эсмен, Г. Еллинек, А.В. Дайси.
20. Юридический позитивизм К. Бергбом.
21. Государственно-правовая теория Л. Гумпловича.
22. Политическая теория Вильгельма Вейтлинга.
23. Теократическое учение В.С. Соловьева.
24. Учение о человеке Ф.М. Достоевского
25. Политико-правовая концепция С.Н. Булгакова.
26. Учение и политических режимах И.А. Ильина. Теория правосознания.
27. Расовая теория Н.А. Бердяева.
28. «Школа реалистов». Карл Ллевеллин, Джером Фрэнк.
29. Теория элит: Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс.
30. Концепция неоэлитизма в учениях Т. Дай, Х. Цайглера, Х. Ласвела.
31. «Философия насилия» Освальда Шпенглера.
32. Идеология «новых левых». Ч.Р. Миллс, Ж.П. Сартр, Г. Маркузе.
33.Политико-правовые воззрения Н.Я. Данилевского.
34. Политико-правовые взгляды Ф.М. Достоевского.
35. Теологическое учение Л.П. Карсавина.
36. Социологическое учение П.А. Сорокина.
37. Политико-правовые учения Индийского государства ХХ века. М.К. Ганди, Дж. Неру.
38. Политико-правовые воззрения Сунь Ятсена, Мао Дзэдуна.
39. Учение Л. Дюги о норме солидарности, о функциях права, о синдикалистском государстве.
40. Течение «свободного права». Е. Эрлих.
41. Социологическая теория права в США. Р. Паунд.
42. «Чистая теория» Ганса Кельзена.