Тестовые задания. 1. Конфуций является основоположником теории

1. Конфуций является основоположником теории

1) аристократического происхождения государства и права

2) полисного государственного устройства

3) патриархальной концепции государства

4) насилия, как пути образования государства

5) эволюционного развития государства и права

2. Автором произведения «Об общественном договоре» являлся

1) Р. Оуэн

2) Ж.-Ж. Руссо

3) И. Кант

4) Ш. Монтескье

5) Г. Гроций

3. Соотнесите правовые течения и их представителей

1) Юридический позитивизм 1) Г. Гегель

2) Историческая школа права 2) Г. Спенсер

3) Философия права 3) Г. Пухта

4) Органическая теория 4) Дж. Остин

5) Социологическая юриспруденция 5) Р. Иеринг

4. Основными способами государственно-политического управления Конфуций называл

1) строгое и неукоснительное соблюдение законов

2) соблюдение добродетелей и правил ритуала

3) царскую грозу

4) народоправство и выборность государственных служащих

5) исполнение религиозных принципов и ритуалов

5. «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему». Какой политико-правовой смысл содержался в этом высказывании представителя школы софистов Фрасимаха

1) право в государстве должно базироваться на критерии справедливости

2) право понималось как воля сильнейшего, господствующего в государстве класса

3) политика понималась как реализация личных потребностей и желаний сильнейшего

4) правовые нормы по своему содержанию не могут являться объективными, т.к. принимаются в интересах определенных лиц

5) политика выступает выгодой сильнейшего, а власть государства всегда опирается на силу

6. Под политикой Платон понимал

1) царское искусство, требующее знаний и умений управлять людьми

2) власть, базирующуюся на интересах и воле аристократии

3) совокупность приемов и методов, используемых в реализации властных полномочий

4) умение и талант монарха по сохранению стабильности в государстве

5) способы и методы, позволяющие избежать социальные конфликты

7. Основателем юридического позитивизма являлся

1) Ф. Ницше

2) Л. Гумплович

3) Г. Спенсер

4) Дж. Остин

5) Э. Дюркгейм

8. Лучшей формой правления Платон считал

1) выборную монархию

2) чистую демократию

3) аристократическое государство

4) военную демократию

5) социальную революцию

9. Как идеологическое учение кальвинизм зародился в

1) Голландии

2) Германии

3) Франции

4) Швейцарии

5) Чехии

10. Отличительными чертами идеального государства по Платону являлись

1) наличие пределов бедности и богатства с общей собственностью государства на землю

2) сочетание принципа разделения властей с режимом жесткой законности

3) наделение народа суверенными правами и наличие выборности государственных чиновников

4) наличие системы профессиональной подготовки государственных служащих

5) установление жестко централизованной системы управления при введении контроля со стороны граждан за государственными органами

11. Проведите соотношение между теориями и их представителями

1) Сен-Симон 1) политическая революция

2) Р. Оуэн 2) пролетарский коммунизм

3) Ш. Фурье 3) закономерного исторического развития

4) Дезами 4) революционного социализма

5) Луи Бланки 5) реформаторского социализма

12. Автором «теории элит» являлся

1) М. Вебер

2) Дж. Кейнс

3) В. Парето

4) Е. Эрлих

5) Р. Иеринг

13. Процесс происхождения государства Аристотель объяснял

1) заключением между общинными объединениями граждан общественного договора

2) синойкизмом – т.е. объединением общин вокруг города-государства как политического центра

3) эволюционным развитием социальных общностей людей (семьи, общины)

4) божественным волеизъявлением

5) потребностями общин к расширению границ своей территории и необходимостью ведения завоеваний

14. Проведите соотношение между правовым учением и его основным тезисом (1. Юридический позитивизм, 2. Социологическая юриспруденция, 3. Солидаризм, 4. Марксизм, 5. Психологическая теория)

1. Право есть воля господствующего класса

2. Интуитивно-эмоциональная составляющая права

3. Право выступает социальной функцией

4. Право есть совокупность правовых норм

5. Право – система социальных целей

15. Модель «казарменного коммунизма» была сформулирована в учении

1) М.А. Бакунина

2) Сен-Симона

3) Р. Фурье

4) Т. Мора

5) Р. Оуэна

16. К правильным формам государства Аристотель относил

1) монархию, демократию, охлократию

2) полис, республику, империю

3) монархию, республику, демократию

4) тиранию, демократию, олигархию

5) монархию, аристократию, политию

17. К какому закону относится следующее определение Цицерона: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивая»

1) божественному

2) естественному

3) позитивному

4) уголовному

5) царскому

18. «Железный закон олигархии» сформулировал

1) К. Моска

2) Г. Ласки

3) Р. Михельс

4) М. Вебер

5) Ф. Ницше

19. В своем учении Аврелий Августин отстаивал идею

1) строгого подчинения государству всех социальных и общественных институтов

2) передачи всего государственного суверенитета церкви

3) верховенства церкви, духовной власти над государством и светской власти

4) верховенства государства над церковью

5) перенесения божественного порядка управления на систему земной государственной жизни

20. Закончите название произведения, опубликованного в 1516 году «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове ___________________»

23. «Категорический императив» у И. Канта означает

1) государство определяет законные ограничения поведения человека

2) человек нравственно самозаконен и сам разум диктует ему нормы и правила поведения

3) закон определяет рамки поведения для граждан, обязательные и категорические

4) право базируется на строгом подчинение ему, законные санкции и ограничения не обсуждаются

5) источником права выступает непререкаемая воля монарха

22. Произведения «Государство и революция», «Что делать?» принадлежат

1) И.В. Сталину

2) В.И. Ленину

3) А.И. Герцену

4) М.А. Бакунину

5) К. Марксу

23. В политико-правовой концепции Фомы Аквинского содержится следующая классификация законов

1) естественные и позитивные

2) божественные, человеческие, природные

3) естественные, уголовные, гражданские

4) вечные, естественные, человеческие, божественные

5) государственные, божественные, личные

24. Назовите произведения Г. Гегеля, где раскрываются его правовые воззрения ___________________

25. По мнению Марсилия Падуанского источником власти и носителем суверенитета в государстве должен являться

1) народ

2) монарх

3) церковь

4) аристократия

5) граждане

26. “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его». Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова

1) Аристотель

2) Эпикур

3) Сенека

4) Цицерон

5) Сократ

27. В мусульманских политико-правовых учениях государственная власть трактуется, как

1) абсолютная, подчиняющая себе все общественно-правовые институты

2) наследственная и сакральная

3) выборная, подчиненная мусульманской общине

4) не господин, а слуга права, шариата

5) суверенная и незыблемая

28. Понятие общественно-экономической формации ввел

1) В.И. Ленин

2) К.Маркс

3) Т. Мор

4) Г. Гегель

5) Л. Фейербах

29. Для мусульманской политической мысли характерно

1) наличие четкой дифференциации форм правления

2) отсутствие классификации форм правления

3) изучение проблем роли отдельного индивида в государстве

4) рассмотрение государственной власти как обособленной от социальных и религиозных институтов

5) изучение проблем круговорота форм правления

30. Смену форм правления Н. Макиавелли объяснял

1) божественной волью

2) классовой борьбой имущих и неимущих слоев населения

3) наличием круговорота природных и общественных явлений

4) эволюционным развитием государств

5) закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся в обществе сил

31. Впервые в политико-правовых воззрениях разграничение права на естественное, позитивное и социально-обусловленное встречается в учение

1) римских стоиков

2) Конфуция

3) Аристотеля

4) софистов

5) Мо-дзы

32. Термин «социология» впервые ввел в оборот

1) К. Маркс

2) Ф. Энгельс

3) И. Бентам

4) О. Конт

5) Г. Спенсер

33. Согласно взглядам Т. Мора идеальное общество должно представлять собой

1) абсолютную, никем неограниченную монархию

2) небольшой по территории город-государство

3) государство с отсутствием частной собственности, установлением социального и политического равенства

4) централизованную государственную систему управления с четко законодательно закрепленным правовым статусом граждан

5) безгосударственное образование с провозглашением принципа индивидуализма и защитой частной собственности

34. «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называли величием (достоинством), означающим высшую власть повелевать». Кому из великих мыслителей принадлежат эти слова?

1) Платону

2) Ж. Бодену

3) Ф. Аквинскому

4) М. Падуанскому

5) Ж.-Ж. Руссо

35. Автором «Декларации независимости США» являлся

1) Т. Джефферсон

2) Т. Пейн

3) А. Гамильтон

4) Ф. Рузвельт

5) А. Токвиль

36. Основополагающей в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона является идея

1) равноправия всех народов

2) гегемонии Европейских держав

3) самобытности и замкнутости Киевского государства

4) введения в Киевской Руси самодержавия

5) установления в Киевском государстве выборных, демократических начал

37. Теорию насильственного происхождения государств разработал

1) И. Фихте

2) Л. Гумплович

3) К. Маркс

4) Г. Спенсер

5) Ф. Ницше

38. Согласно политическим взглядам Т. Гоббса власть суверена должна быть

1) подчиненной духовной власти

2) выборной и контролируемой гражданами

3) абсолютной, безграничной, неделимой

4) ограниченной органом народного представительства

5) ограниченной органами местного самоуправления

39. В Конституции Никиты Муравьева разрабатывался проект формы правления

1) Республики

2) Абсолютной монархии

3) Конституционной монархии

4) Демократии

5) Аристократии

40. В отличие от иосифлян нестяжатели отстаивали идеи

1) самобытности русской народности и православия

2) слияния в государстве духовной и светской власти

3) полной независимости личности от государства и отказа от частной собственности

4) строгого подчинения индивида государству

5) суверенитета власти народа и социального равенства всех перед богом

41. К какому течению российской политической мысли можно отнести взгляды Н.Я. Данилевского

1) Либеральное

2) Консервативное

3) Социалистическое

4) Марксистское

5) Анархическое

42. В XV – XVI вв. в российской политико-правовой мысли под самодержавием понимали

1) самовластие царя

2) абсолютную монархию как форму правления

3) единство государственной власти, её верховенство и суверенитет

4) особый порядок передачи престола

5) преемственность российской монархической власти от Византийских императоров

43. Источником естественного права Гуго Гроций называл

1) выгоду сильнейшего в обществе

2) божественную волю

3) саму разумную природу человека

4) волю, интерес господствующего класса

5) законотворчество носителя верховной власти в государстве

44. Соотнесите российских мыслителей и их учения

1)Евразийство 1) Н.М. Коркунов

2) Психологическое течение 2) Н.Н. Алексеев

3) Позитивизм 3) Л. И. Петражицкий

4) Утопический социализм 4) Г.В. Плеханов

5) Марксизм 5) А.И. Герцен

45. Какую модель государства Цицерон называл идеальной ___________

46. В соответствие с учением Гуго Гроция международное право должно базироваться на

1) естественном праве

2) национальной основе

3) суверенитете государства

4) уважение территориальной и государственной независимости

5) государственно-правовых нормах

47. Проведите соотношение между российскими мыслителями XVII – XVIII вв. и их произведениями

1) «Книга о скудости и богатстве» 1) М.М. Щербатов

2) «История Российская

с самых древних времен» 2)Ю. Крижанич

3) «Правда воли монаршей» 3) И.Т. Посошков

4) «Политика» 4) Ф. Прокопович

5) «История российская» 5) В.Н. Татищев

48. Б. Спиноза давал следующее определение верховной власти

1) совокупность политических институтов, наделенных всей полнотой власти

2) это отражение высшей политической воли

3) носитель высших прерогатив управления, подчиняющих себе граждан и общностей

4) она не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться

5) суверен, чьи права и прерогативы определены законом государства

49. К какому политическому течению XIX века принадлежит следующая модель правопонимания: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определенны материальными условиями жизни вашего класса»

1) марксизм

2) позитивизм

3) органическая теория

4) историческая школа

5) философия права

50. «Естественное состояние рода человеческого – состояние войны всех против всех». Кому из мыслителей принадлежат эти слова?

1) И. Канту

2) Ж.-Ж. Руссо

3) Т. Мору

4) Гуго Гроцию

5) Т. Гоббсу

51. «Право – есть искусство добра, равенства и справедливости». Для какой школы древности был характерен данный подход

1) Конфуцианство

2) Буддизм

3) Софисты

4) Римские юристы

5) Легисты

52. Дж. Локк к неотчуждаемым права человека относил

1) право на личную свободу и независимость

2) право на частную собственность

3) право на жизнь, свободу печати и слова

4) право на труд и политические свободы

5) право на жизнь, свободу, собственность

53. Закончите высказывание А.Н. Радищева «Из мучительства неминуемо рождается _________________»

54. Что понимали римские юристы под термином justitia

1) Судебный процесс

2) Закон

3) Право

4) Справедливость

5) Юриспруденция

55. В своей концепции разделения властей Дж. Локк предлагал разделить властно-политические функции между

1) монархом и народным собранием

2) законодательными, исполнительными и федеративными органами

3) законодательными, исполнительными и судебными органами

4) законодательными и административными органами

5) монархом и парламентом страны

56. Проведите соотношение между течениями их представителями

1) Л.Д. Троцкий 1) декабристы

2) В.М. Чернов 2) утопический социализм

3) П.И. Пестель 3) западничество

4) П.Я. Чаадаев 4) марксизм

5) Н.Г. Чернышевский 5) народничество

57. В правовой концепции Шарля Монтескье давалась следующая классификация права

1) естественное, позитивное, частное

2) государственное, международное, вечное

3) частное и публичное, естественное и позитивное

4) естественное, божественное, международное, общее и частное

5) государственное, уголовное, гражданское

58. Соотнесите политических мыслителей и их произведения

1) К. Маркс 1) «Новое христианство»

2) Ф. Энгельс 2) «О сущности конституции»

3) Ф. Лассаль 3) «Что такое собственность?»

4) П.Ж. Прудон 4) «Манифест коммунистической партии»

5) Сен-Симон 5) «Происхождение семьи, частной

собственности и государства»

59. Главными недостатками государственно-политической эволюции стран Ж.-Ж. Руссо называл

1) формирование неограниченной власти монарха

2) отказ от принципов выборности и срочности государственной службы

3) отсутствие демократических элементов управления

4) слабое привлечение граждан к управлению государств

5) существование неравенства и частной собственности

60. Дополните высказывание Сократа «Править должны ___________»

5.7. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации (экзамена) по курсу дисциплины

1. Политико-правовые учения Древней Индии.

2. Политико-правовое учение Конфуция.

3. Учение Платона о государстве и праве.

4. Учение Аристотеля о государстве и праве.

5. Политико-правовые идеи раннего христианства.

6. Политико-правовые идеи Августина Блаженного.

7. Политико-правовые идеи Фомы Аквинского.

8. Политико-правовая концепция ислама.

9. Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли.

10. Политические взгляды Т. Мора.

11. Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

12. Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

13. Политико-правовые идеи Г. Гроция.

14. Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.

15. Политико-правовые взгляды Т. Гоббса.

16. Политико-правовые взгляды Дж. Локка.

17. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье.

18. Политико-правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо.

19. Политико-правовые взгляды И. Канта.

20. Политико-правовые взгляды Г.В.Ф. Гегеля.

21. Историческая школа права.

22. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона.

23. Политические воззрения К.А. де Сен-Симона.

24. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева.

25. Политические взгляды декабристов.

26. Политико-правовые взгляды И. Бентама.

27. Политико-правовые взгляды Дж. Ст. Милля.

28. Политико-правовые взгляды О. Конта.

29. Политико-правовые взгляды славянофилов.

30. Политико-правовые взгляды А.И. Герцена.

31. Политико-правовые взгляды Н.Г. Чернышевского.

32. Политико-правовые взгляды П.Ж. Прудона.

33. Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

34. Политическая платформа революционного народничества 60-70 годов XIX века.

35. Политико-правовые взгляды М.А. Бакунина.

36. Политико-правовые взгляды П.А. Кропоткина.

37. Политико-правовые взгляды В.И. Ленина.

38. Учение Р. Иеринга о государстве и праве.

39. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»).

40. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

41. Чистая теория права Г. Кельзена.

42. Теория солидаризма Л. Дюги.

43. Теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).

44. Политические концепции фашизма.

45. Политические идеи западноевропейской социал-демократии.

46. Политические идеи русской эмиграции.

47. Политико-правовые взгляды Сунь Ятсена.

48. Политико-правовые взгляды Махатмы Ганди.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование раздела учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения
1. Политические учения Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации ОК-3 ПК-11 ПК-15 знать: - содержание политико-правовых концепций стран Древнего мира и средневековья, основные политические и правовые категории, классификации, - современные оценки и теоретическую, практическую значимость учений древнего мира, уметь: -выявлять содержательную, методологическую (мировоззренческую) и программно-оценочную часть политических и правовых учений, концепций, доктрин; - анализировать логико-теоретические постулаты политико-правовых доктрин, устанавливать причины, условия их формирования; владеть: - навыками сравнения, оценки различных политико-правовых учений, анализа научных концепций и теорий; - умением использовать полученные знания в практической деятельности по правовому воспитанию, - навыками анализа исторического процесса становления и развития политико-правовых идеологий, юридической науки
2. Политические учения эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции ОК-3 ПК-11 ПК-12 ПК-13 знать: -критерии оценки политико-правовых доктрин на основе мировоззренческих и общекультурных подходов; -становление и развитие базовых политико-правовых теорий: общественного договора, естественного права, теории разделения властей, суверенитета; - основные политические и правовые классификации и категории: правовые школы, теории происхождения права, сущность права, его классификации, классификации форм государства, политических режимов и др. уметь: - самостоятельно работать с первоисточниками политической и правовой мысли, - давать объективную оценку политическим и правовым учениям; - сопоставлять содержание политических и правовых доктрин с теми историческими процессами, в условиях которых они формировались, различные научные точки зрения и концепции, выделять тенденции их развития на различных исторических этапах; - критически оценивать современную правовую и политическую реальность; - применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; владеть: - навыками анализа правовых идеологий, юридических и политологических категорий; - навыками работы с правовыми актами и научными монографиями; - навыками самостоятельной творческой работы
3. Политические учения эпохи империализма, социалистических революций, соревнования двух систем и кризиса мировой социалистической системы ОК-3 ПК-11 ПК-12 ПК-13 знать: - содержание основных политико-правовых концепций и их авторов XIX – XXI вв.: теории социализма, либеральные политико-правовые доктрины, марксистские учения, основные политические и правовые учения современности; - теоретическое и практическое значение политико-правовых учений в современных политических системах уметь: - анализировать логико-теоретические постулаты политических и правовых доктрины, устанавливать причины и условия их формирования; - давать объективную оценку политическим и правовым учениям и уметь использовать данные постулаты в педагогической и профессиональной деятельности; владеть: - навыками: анализа теорий, государственно-политических процессов, правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации отдельных теорий государства и права в современном обществе и отраслях права; - навыками самостоятельной творческой работы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: