Сущность, формы и функции исторического знания

История – наука, изучающая прошлое человечества, его конкретности и многообразие о закономерности развития общественной жизни в конкретных формах и пространственно временных измерениях.

Объект истории: человечество.

Предмет исследования: закономерности социально-экономическое, политическое и культурное развитие стран и народов.

Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и всего человечества. Под сущностью исторического знания понимается выявление на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерностей развития общества.

Изучение истории позволяет выявить 4 типа исторического развития:

1. Непрогрессивный тип (Первобытное общество). Основные занятия: охота, земледелие. Живут родовой общиной. Мифологический тип сознания. Например: Племена.

2. Восточный тип или тип циклического развития. Для государств этого типа основным принципом организации жизни является коллективизм. Существует обычно авторитарный политический режим. Религия – образ жизни. Гармония человека и природы. Духовное совершенствование.

3. Западный тип или тип прогрессивного развития. Быстрое линейное развитие. Основополагающий принцип – индивидуализм. Важная роль - демократические институты. Частная собственность. Человек западного типа активно преобразует и покоряет природу. Ценность – свобода и материальный успех.

4. Смешанный тип (Россия).сформировался в результате взаимодействия государств и народов относящихся к разным типам.

Важнейшие формы исторического знания:
1.Знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, когда человек на протяжении своей жизни, наблюдает какие-то события или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.
2. Следующая форма (ступень) исторического знания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое знание также еще не является систематизированным. Исторические представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью.
3. Третий уровень исторического знания формируется на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, для большинства людей изучение истории завершается на школьном уровне. Возможно пополнение знаний на любительском уровне, однако такого рода интерес проявляется не так часто, да и популярных книг по отечественной истории немного.
4. Четвертая форма - научное знание, которое формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, выявления тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта, выявления исторических закономерностей.

Функции исторического знания:
1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути и в объективно-истинном отражении исторических явлений и процессов.
2. Практически-политическая: на основе теоретического осмысления исторических фактов, выявления закономерностей развития общества помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
3. Мировоззренческая: история способствует выработке научного мировоззрения, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.
4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности,! выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед J обществом, видеть пороки общества и людей.
5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями. видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.

Вопрос 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: