double arrow

Организация корпоративного государства. Усиление тоталитарных тенденций накануне войны


В мае 1928 была ликвидирована парламентская система. Парламент и партии, как известно, представлялись фашистам как классовые институты, присущие истлевшим буржуазным демократиям. Для всестороннего прогресса страны абсолютно необходимым считалось сплочение в единое целое всей нации. Оболочкой для подобного объединения могли бы быть корпорации. Так начался переход к корпоративного государства или Stato Nuovo ("нового государства"), как ее называли фашисты.

Номинально парламент продолжал свое существование, но это уже не был представительный (он не представлял народ, а только фашистов) или выборный (его выбирал не народ, а само фашистское руководство) орган. В 1930 г. по декрету Муссолини из представителей фашистских профсоюзов, предпринимателей, министров, экспертов, функционеров из фашистской партии была создана Национальный совет корпораций. Ей парламент передавал полномочия в сфере управления экономикой и координации отношений в производстве.

С 1934 процесс создания корпораций и корпоративного государства активизируется. По мнению фашистских идеологов в стране должны были действовать только две системы организацией: фашистские синдикаты и корпорации. Вводились четыре корпорации предпринимателей: промышленники, торговцы, сельские хозяева и страховые учреждения; четыре корпорации лиц наемного труда: сельскохозяйственные работники, промышленные рабочие, работники торговли, работники финансовых и страховых учреждений. На вершине этой системы стояли министерства корпораций и Национальный совет корпораций. В середине 1930-х гг. все население Италии вошло в корпоративную систему.




Поскольку важнейшие решения законодательного порядка принимались в Великом фашистском совете и Национальном совете корпораций, парламент превратился в простой рудимент бывшей буржуазной демократии. В 1939 г. нижняя палата парламента была вообще упразднена (Сенат, где заседали преимущественно представители итальянской аристократии, сохранили), а вместо нее создавалась Палата фашый и корпораций. Предназначалась она лично головой правительству по партийно-производственному принципу: из представителей руководящих органов фашистской партии (фашый) и от 22 корпораций. В 1943 году парламент был окончательно ликвидирован. Но этот факт нельзя назвать свидетельством того, что фашисты сумели успешно завершит свой карпаратысцки эксперимент. Корпорации и в свои лучшие, т.е. довоенные времена, полностью зависели от фашистской партии, а потому Италия как была, так и продолжала оставаться прежде всего государством фашистской, а не корпоративной.

Сближение Италии с Германией усилило репрессивный характер фашистского режима. В 1938 году, например, Муссолини выдает расовые законы. Это нарушало самые базовые принципы Итальянской государственности, что брали свои истоки в Рысаржымента. Они вызвали сильное возмущение итальянского общества, для которого, в отличие от германского, был не свойственном бытовой антисемитизм. Свои возражения высказывали представители католических организаций страны и даже Ватикан. Наложенная государством запрет на межрасовые браки нарушала права католического костела, который по конкордата имел исключительное право регулирования матрыманияльных отношений и между католиками, и между католиками и иноверцев безотносительно их расовых характеристик.







Сейчас читают про: