double arrow

Система подготовки спортсменов


В настоящее время проблематика тео­рии спорта подразделяется в соответствии с объективны­ми градациями ее предмета на три основных «проблем­ных» блока, которые кратко охарактеризованы ниже.

1. Разработка общей концепции сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего развития. Накопленные ранее в этом аспек­те познавательные материалы и выработанные на их осно­ве представления уже позволяют в какой-то мере охарак­теризовать смысл спорта, его роль и место в жизни индивида и общества, проследить его истоки и тенденции развития. Однако многое здесь ждет углубленного иссле­дования и целостного осмысления. Большинство имеющих­ся публикаций по этой проблематике носит преимуществен­но описательно-социологический характер. Предстоит комплексно раскрыть глубинную биопсихосоциальную при­роду спортивной деятельности, коренные закономерности функционирования и развития спорта в современном об­ществе, вскрыть при этом основные объективные противо­речия, существующие в различных направлениях и разде­лах спортивной практики (в том числе в общедоступном, профессионализированном супердостиженческом и профес­сионально-коммерческом спорте), пути и условия их пре­одоления в интересах личности и общества. Ясно, что эта группа проблем теории спорта имеет крупное не только теоретическое, но и социально-практическое значение.




2. Проблематика теории спортивного состязания. Детальное осмысление сути спортивного состязания как собственно соревновательной деятельности, ее движущих сил, закономерностей и условий эффективного осуществ­ления г образно говоря, — ключевой раздел теории спорта, поскольку состязание — «ядро» спорта, основа его специ­фики. К сожалению, до недавних пор по упомянутым уже причинам эта проблематика недостаточно подвергалась интегративному научно-теоретическому исследованию, хотя накоплено достаточно много эмпирических материалов и результатов фрагментарных узкопредметных исследований. Кроме прочего, здесь требуется разработка содержательно-обобщающих представлений о динамике мотивов и лично­стных установок в соревновательной деятельности, об адек­ватных средствах и формах результативного состязания (спортивной технике и тактике), соотношении собственно соревновательной деятельности и подготовительных форм ее моделирования, оправданных величинах спортивно-соревновательных нагрузок, принципах регулирования их и рациональных вариантах системы состязаний в различ­ных условиях спортивной практики. Без этого трудно рас­считывать "на вполне удовлетворительное решение многих частных проблем теории и практики спорта.



3. Проблематика теории спортивной тренировки и сис­темного использования других факторов спортивных до­стижений. Поскольку данная проблематика рассматрива­лась долгое время главным образом в аспекте теории и методики спортивной тренировки, в этом аспекте и выпол­нены основные разработки. Имеются развернутые концеп­ции содержания и структуры процесса спортивной трени­ровки, закономерностей и принципов ее построения с подробным освещением теоретико-методических основ фи­зической, технической и других сторон подготовки спорт­смена к спортивным достижениям. В последние десятилетия наряду со спортивной тренировкой внимание исследовате­лей все более привлекали и иные факторы, а также содей­ствующие условия прогрессирования индивида в спорте, то есть система подготовки спортсмена в целом в ее единстве с системой соревнований и образом жизни, согласованным с требованиями и условиями спортивной деятельности. Соот­ветственно в теории спорта и в ее «технологических» (сис­темно-методических, прикладных) аспектах рассматривает­ся, в частности, и такая проблематика, как проблема спортивной ориентации и отбора приобщаемых к спортив­ной деятельности, оптимального построения многолетней спортивной подготовки, начиная от первого этапа обучения и воспитания спортсмена до высших ступеней спортивной деятельности, прогнозирования, планирования, контроля и целесообразного использования дополнительных факторов в системе мер по ее оптимизации. Проблематика теории спорта здесь вплотную смыкается с ее приложением к решению ком­плексных задач, возникающих в практике спорта.



Как видно, совокупность проблем, которыми призвана заниматься теория спорта, достаточно сложна и значима не только в познавательном, концептуальном, но и в прак­тическом отношениях. От верного решения их в значи­тельной степени зависит дальнейший прогресс спорта. Осо­бенно это относится к подготовке специалистов, способных обеспечить его развитие. Ведь широта и глубина их про­фессионального мировоззрения во многом производны от степени концептуального осмысления сущности тех явле­ний и закономерностей в сфере спорта, которые интегративно отображаются его общей теорией.

Методологические подходы и методы, типичные для обобщающих теоретических исследований спорта. В ме­тодологии теории спорта (совокупности используемых в ней принципов, форм и путей научного познания), как и в других отраслях науки, сочетаются философские мировоззренческо-познавательные (гносеологические) уста­новки, общенаучные подходы и конкретные исследова­тельские методы. Ведущую роль при этом, особенно в теоретических исследованиях широко обобщающего ха­рактера, играют философско-методалогические и обще­научные подходы.

В ряду философско-методологических предпосылок на­учного познания наибольшие возможности для его верной общей ориентации предоставляет диалектико-материалистическая методология. Она, как известно, ориентирует прежде всего на то, чтобы рассматривать познаваемое в качестве объективной по своей природе реальности, сущ­ность и существование которой не зависят от субъектив­ных представлений о ней. Такая методология Требует иметь в виду взаимосвязанность явлений объективного мира, их взаимодействие и взаимообусловленность и обязывает под­ходить к ним не как к неизменным, а как к находящимся в движении, изменении, развитии. При диалектико-материалистическом подходе следует стремиться понять сущ­ность исследуемых явлений не только через их возникно­вение, становление, развитие (историко-логичеекий подход), особое внимание уделять выявлению объективных проти­воречий, свойственных процессам развития, и закономер­ностей преодоления их как движущей силе развития. Спра­ведливость и методологическая ценность этих и других краеугольных положений материалистической диалектики подтверждена многовековым опытом познавательной дея­тельности человека.

Философско-методологические предпосылки познания не заменяют, конечно, конкретных исследовательских подходов и методов, создаваемых наукой. В процессе ее развития, кроме частных методов исследования, свой­ственных отдельным ее отраслям (естественнонаучным, об­ществоведческим и т. д.), возникали и возникают общена­учные формы и методы познания - то есть такие, .которые не замыкаются в рамках отдельных отраслей науки, а при­менимы во всех ее отраслях (например, принципы и мето­ды формальной логики). В числе их по мере взаимопро­никновения различных отраслей современного научного знания и выявления общих закономерностей познания интенсивно разрабатываются интегративные научно­познавательные подходы. Они направлены на целостное осмысление сути исследуемых объектов, явлений, про­цессов и потому, естественно, особенно методологически ценны для обобщающих теоретических исследований. В качестве таких подходов в общей теории спорта все шире используются таксономический (обобщающе-классифика­ционный) и системный подходы, а также теоретическое моделирование.

Таксономический (обобщающе-классификационный) подход характеризуется последовательным упорядочени­ем информации об исследуемых объектах на основе вы­явления их общих (сходных) и дифференцировочных (раз­личительных) признаков по совокупности относящихся к ним данных, полученных путем систематического на­копления фактических материалов, выделением в зави­симости от этого в строго логическом порядке определен­ных «таксонов» - систематизационных группировок - и составлением с опорой на них общих концептуальных представлений о совокупности осмысливаемых объектов, в том числе об их взаимосвязанности и специфике, субор­динационных и других соотношениях.

В общей тео­рии спорта объектами таксономического подхода явля­ются, в частности, виды спорта, средства и методы подготовки спортсмена, структуры тренировочного про­цесса (формы построения спортивной тренировки), уров­ни достигаемых спортивных результатов и многое дру­гое. Совершенствование современного математического аппарата исследований позволяет существенно повысить научную строгость классификационных операций, исполь­зовав, кроме прочего, новый раздел математики, рассчи­танный на оперирование так называемыми неопределен­ными множествами.

Пристальное внимание самых различных отраслей нау­ки привлек в последние десятилетия системный подход. По своей методологической основе он принципиально про­тивоположен «элементаристскому» подходу, долгое время господствовавшему во многих отраслях естественных наук, который предусматривал познание целостных объектов посредством расчленения их на элементы с детальным рас­смотрением выделенных частей. Отнюдь не исключая по­элементный анализ, системный подход исходит из того, что целое не сводится к частям и потому для познания сложно организованных целостных объектов необходимо концентрировать внимание именно на том, чем целое от­личается от его частей.

Несводимость целого к составным частям в общем под­мечена давно и известна как парадокс целостности, зву­чащий так: «целое больше, чем сумма входящих в него частей» или «целое более всего характеризуется тем, чего нет у входящих в него частей» (простой пример — те свой­ства межличностных отношений, какие присущи спортив­ному состязанию в целом как противоборству соревную­щихся спортсменов, исчезают, когда спортсмен выполняет соревновательные упражнения в одиночку, как бы состя­заясь сам с собой). Долгое время, однако, из этого факта не делались выводы для конкретной методологии позна­ния целого. Системный подход преодолевает, как сказано, данный изъян. Вместе с тем он исходит и из того, что при­оритетное внимание в познании сложно организованных объектов должно быть сосредоточено на выявлении систе­мообразующих факторов, интегративных связей, объеди­няющих элементы в целое. Ибо только через обнаружение таких факторов, связей и отношений можно понять зако­номерности функционирования и развития объективно существующих систем и научиться управлять ими.

Назвать системой тот или иной объект либо совокуп­ность объектов — вовсе не значит применить системный подход. Его использование на деле предполагает весьма трудоемкую работу по анализу и обобщению массы факто­логического материала для выявления элементов и дей­ствительной структуры системы, интегративных связей в ней и главных системообразующих факторов. Так, потре­бовалось Немало лет напряженной творческой работы преж­де, чем в теории спорта были раскрыты (причем, пока не в полном приближении) такие ее системные объекты, как система функционирования спорта в обществе, система спортивной тренировки и система подготовительно-сорев­новательной деятельности спортсмена в целом.

Немаловажное место в комплексе познавательных под­ходов, используемых в теории спорта, занимает теорети­ческое моделирование.

Суть его заключается в формировании логическими средствами некоторой модели исследуемого объекта (его аналога, подобия) и оперировании с нею для получения выводов, которые могут быть по аналогии перенесены на суждения о воспроизводимом объекте (оригинале). В тео­ретическом исследовании модели представлены не в веще­ственном воплощении (как при практическом моделиро­вании), а в знаковой форме (логико-символической, мате­матической, графической, словесной). Если модели такого рода отображают хотя бы некоторые существенные свой­ства оригинала, - они приобретают серьезное познаватель­ное значение, помогают не только объяснить известные факты, но и подойти к новому знанию.

В теории спорта моделирующий подход используется довольно широко, но пока зачастую в сильно упрощенных и недостаточно строгих формах (к примеру, моделируют некоторые параметры соревновательной деятельности спорт­смена и их соотношения, некоторые факторы спортивных достижений и их соотношения и т. д.). Моделирование зат­рудняется, с одной стороны, чрезвычайной сложностью це­лостных объектов (комплексных явлений, процессов, си­стем и подсистем), которые исследуются в общей теории спорта, с другой - недостаточностью точной количествен­ной информации об их параметрах, структурно-функцио­нальных свойствах и взаимосвязях. Несмотря на это, опыт моделирования в теории спорта уже в настоящее время дает положительные результаты.

Сравнительно простым его случаем является, к при­меру, использование экстраполяционных математических моделей для прогноза динамики спортивных результатов. Обычно в таком случае прибегают к математическим кон­струкциям (формулам, уравнениям), выведенным перво­начально не на основе фактов спортивной практики, но выражающим предпочтительно некоторые общие тенден­ции и в ее сфере (уравнения, описывающие тенденцию динамики результатов, в графическом выражении пред­ставляемые параболой, экспонентой и др.). Модели это­го типа позволяют представить ориентировочно, в каком направлении и в какой мере будут изменяться рассмат­риваемые показатели, рассмотреть временную зависи­мость, сравнить, насколько совпадают либо расходятся спрогнозированные и фактические тенденции динамики показателей, сделать предварительные заключения о со­стоянии комплекса факторов (в данном случае факторов спортивных достижений), влияющих на динамику резуль­тирующих показателей. Правда, сконструированные та­ким способом модели, поскольку они основаны лишь на частичной аналогии, не несут конкретной информации относительно сути рассматриваемых закономерностей. С позиций познания сути закономерных зависимостей, действующих в процессе спортивного совершенствования, значительно интереснее модели, в которых отображаются соотношения между факторами направленного воздействия на спортсмена и динамикой его достижений. Например, моделирование статистически выявленных соотношений динамики суммарного объема основных тренировочных нагрузок и динамики спортивных результатов по годам спортивной специализации; расчеты на этой основе опти­мизированной динамики нагрузок для первых лет углуб­ленной спортивной специализации и практическая про­верка рассчитанных параметров позволили уточнить представления о некоторых закономерностях построения спортивной тренировки в базовой стадии многолетней спортивной подготовки. Несомненно, по мере накоп­ления точной количественной информации о реалиях спортивной практики, внедрения компьютерной техники и совершенствования методов моделирования роль экстраполяционных математических моделей в теории спорта существенно возрастет.

Разумеется, ни один из обозначенных интегративных подходов не является единственно полноценным; лишь сочетание их, а также соединение с другими методами научного познания может способствовать всестороннему решению проблем теории спорта. Конкретное комплексирование различных подходов, методов и частных методик определяется в зависимости от характера решаемой про­блемы, состояния исходных предпосылок ее решения (сте­пень теоретической разработанности, наличие фактологи­ческих данных, являющихся предпосылками, и т. д.), этапа исследования, других обстоятельств.

Логика построения теоретического исследования пред­полагает последовательное поэтапное (по стадиям) выпол­нение ряда исследовательских процедур (операций), кото­рые должны обеспечить: в начальной стадии - выявление проблемной ситуации (противоречия между состоянием теоретического знания и потребностями научно-теорети­ческого решения той или иной проблемы, например про­блемы осмысления тенденции развития спорта в изменив­шихся социальных условиях или проблемы конкретизации принципов оптимального построения тренировки при су­щественных вариациях ее содержания), четкую постанов­ку проблемы, определение предпосылок ее решения формулирование рабочей гипотезы; в следующей стадии - проверку рабочей гипотезы (точнее говоря, вытекающих из нее конкретных следствий, поддающихся проверке) на фактологической основе и в завершающей стадии - ре­зультирующую разработку концептуальных положений. Общие методологические принципы и подходы сохраняют свое значение во всех этих стадиях исследования, комплекс же частных методов и методик изменяется по ходу развер­тывания исследования применительно к его ведущей на­правленности в различных стадиях.

В первой стадии в комплексе основных методов обычно значительное место занимают анализ и обобщение специ­альной научно-литературной и документальной информа­ции, имеющей отношение к проблеме (для чего использу­ются существующие методики библиографического розыска, прикладной документалистики, выявления сведений, пер­вично систематизированных с помощью информационных систем, в том числе автоматизированных информационно-поисковых систем - АИПС), а также другие пути поиска и первичной обработки исходной информации, включая при необходимости и методы опроса (интервьюирование, анке­тирование, выявление экспертных оценочных суждений), и прямое выборочное обследование реальных явлений в проблемной области. Центральными же методами в осмыс­лении собранной первичной информации, выделении кон­кретной проблемы и построении рабочей гипотезы явля­ются индуктивные и дедуктивные способы мышления, суждения по аналогии и с выходом за ее пределы, абстра­гирование, гипотетическое экстраполирование и модели­рование, другие методы и приемы формальной и диалек­тической логики.

Во второй стадии исследования, когда происходит проверка рабочей гипотезы, на первый план в его кон­кретной методике выдвигаются, естественно, методы получения фактического материала, который был бы доста­точен для ее проверки или опровержения. В теоретическом исследовании это не обязательно должны быть экспериментальные методы или методы прямого наблюдения эм­пирических фактов. Получить лишь такими методами до­статочный материал для широкого обобщения невозможно (поскольку объем фактического материала, добываемого в отдельном эксперименте или прямом наблюдении, особенно в экспериментах и наблюдениях педагогического типа, довольно жестко ограничен). Исследователю, стремящемуся к широким обобщениям, приходится накапливать факто­логические материалы, необходимые для проверки рабо­чей гипотезы различными методами, включая сведение в общий массив, сравнительный анализ и другие способы целевой обработки фактов, содержащихся в исследователь­ских публикациях и документальных источниках (в част­ности, в протоколах, фиксирующих факты спортивной жизни, в регулярных статистических сводках, если, ко­нечно, они заслуживают доверия, в архивных материалах и т. д.), проведение массовых обследований по строго про­думанной программе (что в широком масштабе удается обычно при условии сотрудничества с другими исследова­телями и практическими работниками), а в необходимых случаях и выборочную опытную проверку отдельных по­ложений методами естественного или лабораторного экс­перимента. Необходимую роль в уяснении доказательной силы массива собранных фактических материалов в их отношении к проверке гипотезы играют математические, в частности статистические, методы их обработки. Рабо­чая гипотеза считается подтвержденной, если вся совокуп­ность полученных фактических данных не опровергает ос­новных логических следствий, вытекающих из нее, а напротив - согласуется с ними.

В завершающей стадии теоретического исследования, где нужно вывести относительно законченные, результирую­щие положения концептуального характера, решающую роль играют логические методы. Это методы интерпрета­ции (объяснения, истолкования) фактов, обнаруженных в исследовании, в их сопоставлении с известными фактами и выводами, полученными в других ранее выполненных исследованиях, методы аналитически-содержательной оценки выявляющихся при сопоставлении соответствий и несоответствий, строго аргументированного обсуждения их, формулирования выводов по законам логики, корректной экстраполяции (правомерного распространения) итоговых положений за пределы эмпирического материала, исполь­зованного в рамках исследования. При всей важности от­дельных фактов, установленных в теоретическом исследо­вании, его научная значимость отнюдь не сводится лишь к их констатации - она заключена более всего в концеп­туальном содержании результатов, аргументированных как его фактологической основой, так и с позиций фундамен­тальных концепций, утвердившихся в науке. Разумеется, теоретические разработки, выполненные в рамках каждо­го отдельного исследования, можно считать завершенны­ми лишь в условном смысле, поскольку принципиально процесс научного познания бесконечен.







Сейчас читают про: