double arrow

Направления, разделы, формы в социальной практике спорта и условия функционирования в обществе


В ходе развития спорта в различных сферах жизни общества неизбежно происходит своего рода дифференциация спортивной практики - выделение в ней относительно обособленных направлений, разделов, вариаций. Это происходит из-за того, что спорт в целом полифункционален, а конкретные цели, реализуемые в спортивной практике, пути и условия выполнения их далеко не одни и те же. В современном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным, или ординарным, спортом я, спортом высших достижений. В пределах каждого из них есть известные градации [1].

Общедоступный, ординарный, спорт правомерно называть массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и значительно менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений. Основное отличие ординарного спорта от спорта высших достижений определяется тем, что обычная спортивная деятельность не становится доминирующей в образе жизни спортсмена и находится в лимитирующей зависимости от иной деятельности, которая занимает доминантное место в жизни (вначале - общая и специально-образовательная деятельность, затем - профессиональный труд). Затраты времени и сил на спортивные занятия в такой ситуации довольно жестко ограничены, что не может не влиять на уровень спортивных результатов. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входит стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, как говорилось, стимулируется самой сутью и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения.




В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий так или иначе модифицируется (строится с определенными особенностями применительно к специфике той или иной сферы). В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:

- «школьный» спорт - практика использования спорта в школьной системе общего образования - воспитания подрастающего поколения, где спортивные занятия подчинены, прежде всего, общепедагогическим принципам и строятся в соответствии с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса;



- профессионально-прикладной спорт - практика использования спорта в прикладной подготовке к избранной профессиональной деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.);

- физкультурно-кондиционный спорт зрелых контингентов населения, у которых не доминируют чисто спортивные установки и занятия спортом строятся, главным у. образом, по типу физкультурно-спортивной тренировки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

- оздоровительно-рекреативный спорт - практика использования элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха - развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного, эмоционально насыщенного досуга. Разумеется, эта практика только весьма условно может быть отнесена к спорту, поскольку в ней выражены лишь некоторые его типичные черты, причем в крайне модифицированном виде [3].

Спорт высших достижений, как подсказывает его наименование, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможна лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивида. естественно, что спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на долгие годы.



Искусственно увеличивать число спортсменов, тратящих свое основное время и силы на спортивную деятельность, нет никакой необходимости ни с позиций общественной целесообразности, ни с позиций действительного удовлетворения личностных интересов.

В современный период своего развития спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части, спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность при известных условиях занимает основное место в образе жизни на более или менее протяженное время, становится главной сферой приложения их сил, и, вместе е тем, основным источником жизненного благополучия, то есть приобретает характер профессиональной деятельности. Без такой профессионализации мировые высоты современного спорта оказались бы непреодолимыми. В этом отношении спорт не является исключением из других видов деятельности, в которых достигаются высоты человеческих свершений (творчество в искусстве в его высшем выражении, научное творчество, освоение ранее недоступных человеку сфер в частности космоса, и т. д.).

В связи с этим подчас высказывается мнение, будто спорт высших достижений целиком превращается в профессионально-коммерческий. Ошибка заключается в том, что профессионализация спорта отождествляется с его тотальной коммерциализацией, а это не одно и то же. В действительности современный профессионализированный спорт вовсе не однороден.

Некоммерческий спорт высших достижений, хотя и профессионализируется, не перестает быть сферой собственно спортивной деятельности, принципиально не сводимой к коммерческим отношениям. Он остается именно тем специфическим типом деятельности, в сфере которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств индивида через неуклонное продвижение ко все новым спортивным достижениям. Если общество заинтересовано в сохранении я прогрессе такого спорта - а истинно цивилизованное и гуманное общество не может не быть кровно заинтересовано в этом, - оно не идет на подмену его коммерческим спортом, несмотря на то, что допускает существование коммерческих начал в некоторых сферах спортивной и околоспортивной реальности. К сожалению, это не вполне осознается всеми деятелями спорта, особенно, когда они отягощены экономическими заботами. Для прогресса некоммерческого спорта требуются, разумеется, соразмерные субсидии со стороны государства, спонсоров, всего общества. Экономические затраты на это окупаются не меркантильными прибылями, а куда более существенными социальными ценностями и свидетельствуют, кроме прочего, о степени мудрости государственно-общественного устройства.

Между некоммерческим и коммерческим профессиональным спортом есть переходные и смешанные формы организации спортивной деятельности. Пока они не вполне отлажены, а нередко и Искажены, что порождает определенные коллизии (несвоевременная, наносящая ущерб спорту высших достижений, «утечка» ведущих спортсменов из национальных сборных команд в коммерческий спорт, диспропорции в материальном поощрении спортсменов в различных сферах профессионального спорта и т. д.). Особенно это характерно для современной ситуации в спорте высших достижений в тех странах, где спортивный профессионализм не имел ранее официального статуса. Но не только здесь предстоит решать непростые проблемы создания адекватных условий для функционирования обоих разделов профессионализированного спорта (некоммерческого и коммерческого) и гармонизации отношений между ними.

Усилившаяся профессионализация спорта высших достижений способствует, конечно, его обособлению от массового спортивного движения (по социальному статусу, материальному обеспечению, формам организации, технологии построения системы занятий и' в других отношениях).

Однако надо иметь в виду, что взаимозависимость эта опосредствована рядом условий и потому проявляется главным образом в общих тенденциях развития спортивного движения, а не как прямая, непосредственная зависимость его различных сторон. Здесь многое зависит от того, насколько налажены переходные каналы между ординарным спортом и профессионализированным спортом высших достижений, - прежде всего система подготовки резервов сборных спортивных команд страны (включающая, в частности, специализированные детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты спортивного профиля и подобные учреждения) с ее переходными формами спортивной профессионализации. Это соединительное звено между одинарным спортом и спортом высших достижений выполняет вместе с тем селекционную роль - служит отбору одаренных спортсменов для профессиональной спортивной деятельности.

Как для общества, так, в конечном счете, и для личности важно, чтобы переходные каналы между общедоступным и супердостиженческим спортом не были слишком широки и чтобы не нарушалось разумное соотношение этих сторон социальной, практики спорта. Если в орбиту профессионализированного спорта вовлекается излишняя масса спортсменов, включая тех, кто не обладает необходимыми потенциями для выдающихся спортивных достижений, - это чревато немалым ущербом и для личности, и для общества, поскольку сопряжено в итоге с личным» разочарованиями, неоправданными тратами времени, сил, средств, отвлечением многих от иных социально важных сфер жизнедеятельности, где каждый может найти для себя дело, соответствующее его индивидуальным способностям. Недопустимы и нарушения социально необходимых пропорций в пользу преимущественного развития лишь отдельных сторон спортивной практики. К сожалению, такие искажения не редки. Они допускались и в управлении развитием спорта. У нас в стране, когда на протяжении целого исторического периода, начавшегося в послевоенные годы с форсированного выхода советских спортсменов на международную арену и вплоть до последних лет фактически существовал явный крен в сторону спорта высших достижений с ущербом для развития массового спорта (односторонняя концентрация, материальных ресурсов, финансов и лучших кадров в сфере подготовки узкого круга спортсменов, попадающих в сборные команды страны, организационное пренебрежение нуждами массового спортивного движения; слабая постановка научно-методической работы по его проблемам и т. д.).

Оформление теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно - в минувшем веке» хотя осмысление явлений спорта на каком-то уровне шло с давних пор вместе с развитием спортивной практики и дало некоторые серьезные обобщения уже в первый период расцвета Олимпийских игр древности.

Первыми были детально изучены проблемы теории спортивной тренировки. Это обусловлено тем, что проблематика теории спорта долгое время разрабатывалась, как уже упоминалось» главным образом, в свете теории физического воспитания. При этом спорт выступает в основном в качестве фактора физического воспитания. Естественно, на первые позиции при таком подходе выступает проблематика обучение спортсмена технике двигательных действий и воспитания его физических способностей, спортивная же тренировка в целом предстает как специализированная разновидность процесса физического воспитания [2].

В последние десятилетия заметно усилилось стремление целостно осветить интегративную проблематику общей теории спорта, включив в нее, кроме теории спортивной тренировки, концепцию собственно соревновательной деятельности и другие концептуальный положения, которые в совокупности со сложившимися ранее давали бы наиболее полное представление о сущности спорта и сопряженных с ним явлениях: Усилия, предпринятые в этом направлении, пока не завершены. Тем не менее, есть основания считать, что первый этап становления теории спорта, в качестве широко обобщающей отрасли научно-прикладного знания, в основном пройден.

В результате творческих дискуссий, проблемно-постановочных и концептуально-исследовательских разработок определились в первом приближении ее предмет, структура и основные разделы содержания. Утвердилось представление о том, что теория спорта есть обобщающая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функционирования и дальнейшего развития в обществе. При этом ее стержневым разделом является концепция основного содержания и форм оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностей, путей и условий спортивного совершенствования.

Это определение предмета теории спорта получило официальное программное закрепление. Применительно к нему осуществлены первые попытки развернутого изложения учебного курса для отечественных высших специальных учебных заведений.

Определилось также место и взаимосвязи общей теории спорта в системе наук. В качестве широко обобщающей, интегрированной отрасли научного знания она связана со многими другими его отраслями, в том числе с естественными и гуманитарными науками. В своих фактологических основах она непосредственно опирается на данные частнопредметных спортивных дисциплин - теорию и методику отдельных видов спорта и типологических групп видов спорта, а также на материалы прикладных ответвлений традиционно сложившихся наук, - разумеется, тех отраслей их, которые так или иначе ориентированы избирательно на познание реалий спорта и сопряженных с ним явлений (физиология, биохимия, биомеханика спорта и другие спортивно-прикладные отрасли естественных наук, психология, психопедагогика, конкретная социология и другие спортивно-прикладные отрасли гуманитарных и социальных наук).

Опираясь на исследовательские данные многих смежных научных дисциплин, общая теория спорта отнюдь не суммирует их, а выделяет и интегрирует то, что необходимо для познания сущности спорта а целом, выявления наиболее общих конкретных закономерностей его функционирования и развития (именно это часто ускользает от внимания частнопредметных отраслей спортивной науки в силу принятых ограничений предмета исследования). В этом, прежде всего, состоит значение общей теории спорта и ее несводимость к частнопредметным или профильно-суженным отраслям наук. При всей важности для нее сведений, добываемых в смежных отраслях традиционных биологических и гуманитарных наук, они не способны заменить ее собственного содержания.

В конечном счете, основным источником теории спорта является обобщающее познание реальностей спортивной практики. Вместе с тем в системе международных связей особую ценность для нее представляют культуроведческие подходы и общие концепции междисциплинарного характера.

Начало формы







Сейчас читают про: