Тенденции и перспективы развития системы

Становление теории спорта как отрасли научно-при­кладных знаний тесно сопряжёно с разработкой и введе­нием в действие одноименной дисциплины в системе про­фессионального образования специалистов. В качестве самостоятельного профилирующего предмета учебных пла­нов институтов физической культуры ряда стран мира эта дисциплина введена на специальных (спортивных или тре­нерских) факультетах в 1970-х - начале 1980-х гг., чему предшествовало введение менее широкого учебного курса «Основ спортивной тренировки» или «Теории и методики спортивной тренировки». Причины перехода от этого кур­са к более широкому должны быть понятны из сказанного в предыдущем параграфе главы: первоначально основная исследовательская работа по спортивной проблематике была сосредоточена преимущественно на выявлении зако­номерностей спортивной тренировки, что находило соответ­ствующее отражение в сфере специального образования, по мере же охвата исследованиями и других проблем, имею­щих отношение к общей теории спорта, и дидактической обработки получаемых научно-прикладных материалов по­явилась возможность перейти к более полному освещению сути спорта и всего, что составляет содержание его общей теории.

В современном виде образовательная дисциплина «Тео­рия спорта» еще не прошла до конца полный цикл форми­рования. В общем она строится с охватом основных кон­цептуальных аспектов, определившихся в результате интегративного исследовательского осмысления явлений спорта. Об этих аспектах уже говорилось. В соответствии с ними применительно к образовательным целям предусмат­ривается: обобщенная характеристика сущности спорта, его форм и функций, закономерностей функционирования и развития в обществе, системное рассмотрение собственно соревновательной деятельности спортсмена, содержания и форм его подготовки к спортивным достижениям, после­довательное формирование разработанных представлений о принципах, путях и условиях оптимизации спортивной деятельности в интересах личности и общества.

Опираясь на результаты исследований, имеющих от­ношение к ее содержанию, теория спорта как образова­тельная дисциплина отображает их обобщенно и с дидак­тической обработкой. При этом она включает не все, конечно, исследовательские разработки, а, главным обра­зом, неоднократно проверенные на достоверность их ре­зультаты с приоритетным вниманием к «устоявшимся», хорошо апробированным концептуальным положениям. Это не значит, что в ее изложении вообще проходят мимо дис­куссионных и нерешенных проблем. Им, понятно, уделя­ется внимание в той мере, в какой это необходимо для формирования профессионального мировоззрения лиц, ос­ваивающих предмет, и приобщения их к исследователь­ской деятельности.

В теории спорта пока немало не вполне разработанных подразделов и недостаточно прочных отдельных «конструк­ций». Но и в современном виде она играет весьма суще­ственную роль в качестве общепрофилирующей дисципли­ны системы специального профессионального образования. Ее значимость, как уже отмечено, не только в том, что эта дисциплина синтезирует наиболее обобщенно широкий ком­плекс научно-теоретических и вместе с тем научно-приклад­ных профессиональных знаний. Тем самым она раздвигает и выводит кругозор будущих и действующих специалистов за рамки избранной узкой специализации, помогает осмыс­ливать общую суть деятельности в сфере спорта, находить общий верный подход к уяснению и решению многообраз­ных частных задач, возникающих в практике профессио­нальной деятельности, что имеет, наряду с прочим, серьез­ное профессионально-методологическое значение. Образно говоря, в фундаменте профессионального образования обоб­щающая теория спорта важна и тем, что она служит дей­ственнейшей профилактикой против чрезмерно узкой, од­носторонней профспециализации, рождающей «однобокого» специалиста, который «за деревьями не видит леса». Давая призму широкого профессионального видения, общая тео­рия способствует соединению в кругозоре специалиста все­сторонности и углубленности.

Начало формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: