Повышение эффективности упражнений и другие средства подготовки спортсмена

Весьма широкий и к тому же продолжающий расширяться комплекс различных по природе факторов и условий, которые, кроме подготовительных упражнений спортсмена, используют в качестве средств более или менее направленного воздействия на динамику его подготовленности и общего состояния, трудно классифицировать по какому-либо единому признаку. В приводимом ниже сжатом обзоре они сгруппированы главным образом с учетом особенностей их предметной основы, происхождения и принадлежности к различным сферам подготовки.

Вербальные, аутогенные и визуальные факторы в подготовке спортсмена. Излишне пояснять, что вербальные (основанные на использование речи) и связанные с ними факторы общения и осмысленного нацеливания поведения высоко значимы в любом образовательно-воспитательном процессе. Процесс подготовки спортсмена в этом отношении, конечно же, не является исключением. Тут они тоже представлены разнообразными формами, в том числе традиционными, сложившимися в значительной мере в педагогике, и специализированными, адаптированными применительно к спорту, формами.

Естественно, что формы речевого общения, разъяснения, убеждения и оперативного управления поведением спортсмена дифференцируются в зависимости от того, используют ли их по ходу выполнения подготовительных упражнений либо вне тренировки. В своем развернутом виде они представлены преимущественно вне тренировочного процесса - прежде всего в. теоретических занятиях (по анализу спортивной техники, тактики или по другим теоретико-прикладным темам), организуемым в лекционных, дискуссионных и подобных формах либо вообще вне регламентированных занятий - в процессе «незаорганизованных» контактов наставника со спортсменом (беседы, частный обмен суждениями по спортивно-этической или иной проблематике и т. п.). В тренировочных же занятиях формы вербальных контактов в силу известных причин приобретают свою специфику. Здесь для них характерна, наряду со смысловой емкостью, лаконичность сообщений, способствующая динамичности и плотности тренировочного процесса (терминологически выраженное точное и емкое инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, не нарушающие необходимого регламента чередования нагрузок и интервалов отдыха, четкие указания, замечания, оценочные суждения и т. д.) [2].

Многостороннюю роль в реализации задач, решаемых в процессе спортивной подготовки, играет и то, что называют «внутренней речью». Без нее не обходится спортсмен ни при осмыслении заданий, выдвигаемых тренером, ни при самостоятельном нацеливании своих подготовительных действий, ни при саморегулировании своих эмоций и общего - оперативного состояния, ни во многих других ситуациях, возникающих в процессе подготовки и спортивной деятельности в целом. Применительно к этому практикуют ряд специализированных форм использования внутренней речи, «самопроговаривание» спортсменом того, как он будет выполнять предстоящие действия, с концентрацией внимания на опорных точках ориентировочной основы действий, самоприказы по ходу их выполнения («быстрее», «сильней», «резче», «плавнее» и др.), самоотчеты и самооценки при обдумывании результатов выполнения и т. д. По крайней мере часть из них характеризуется органической слитностью внутренней речи с чувственно-образными представлениями. Это особенно характерно при аутогенных способах регулирования спортсменом своего оперативного и общего состояния, то есть способах, основанных на самовнушении, которое обеспечивается посредством внутренней речи, словесно-образных и чувственных представлений.

В подготовке спортсмена находит применение и все то, что гарантирует необходимую наглядность при постановке, выполнении и оценке результатов выполнения подготовительных заданий. Речь идет, прежде всего, о наглядности в прямом смысле, то есть визуальной, сосредоточенной на формировании ясных зрительных восприятии и опирающихся на них представлений. Для обеспечения ее, наряду с традиционно используемыми в обучении и воспитании средствами (натуральный показ, демонстрация рисованных и других издавна практикуемых наглядных пособий), все полнее пользуются современными аппаратурными возможностями формирования и оптимизации углубленных наглядных представлений (фотоциклографическая, кинематографическая, видеомагнитофонная демонстрация, компьютерно-дисплейное моделирование действий, сопровождаемое пояснительным анализом, и т.п.). Тесное соединение при этом визуальных и вербальных факторов образует единую по сути группу средств и методов реализации подготовительных задач (известных, в частности, под названием «аудиовизуальные»).

Пищевые и специальные биоактивизирующие и оптимизирующие средства содействия результативности подготовки спортсмена. Неуклонно возрастающие в спорте нагрузки, которые сопряжены с незаурядными энерготратами, мощными катаболическими процессами (характеризующимися расщепительными биохимическими реакция ми, распадом энергетических и других веществ, в том числе структурных белков) и последующими структурно-функциональными перестройками в организме, оправданы лишь при условии возмещения вызываемых ими трат и обеспечении возможностей полноценного протекания восстановительных процессов. Отсюда понятно, отчего вместе с нарастанием спортивных нагрузок возрастает и внимание к рационализации питания спортсмена, а также к иным внетренировочным факторам восстановления, сохранения и увеличения спортивной дееспособности.

Определившиеся спортивно-специализированные рационы питания составлены применительно к величинам энерготрат, типичным для различных видов спортивной деятельности, предъявляемым ею запросам к энергоисточникам и особенностям трофических (обменно-питательных) процессов, избирательно активизируемых в ходе спортивной специализации (для специализирующихся, например, в силовых видах спорта, пищевой рацион составляют с повышенным содержанием белковых компонентов, а для специализирующихся в стайерских видах спорта - с повышенным содержанием углеводов). Наряду с рационализацией состава обычных пищевых веществ, в рацион спортсмена, как известно, дополнительно включают специализированные витаминные компоненты и другие биологически активные вещества естественного и синтетического происхождения (экстракты пантокрина, женьшеня, элеутерококка, препараты жизненно важных микроэлементов, биохимических соединений и т. д.), которые благотворно влияют на обменные, восстановительные, адаптационные процессы и обусловливают повышенную реализацию спортивной работоспособности. Проблематика оптимизации питания спортсмена и применения в спорте биостимулирующих факторов подробно рассматривается в руководствах по спортивно-прикладной гигиене, медицине и физиологии для институтов физической культуры.

Массаж и другие физические факторы в подготовке спортсмена. Одним из древнейших дополнительных средств оптимизации текущего и общего состояния спортсмена является массаж. Его техника и методика совершенствовались и совершенствуются применительно к потребностям спортивно-подготовительной практики, оформляясь в виде специализированных разновидностей (разминочный, активизирующий, восстановительный и другие разделы прикладно-спортивного массажа).

Кроме традиционных форм ручного массажа, распространяются в той или иной мере аналогичные ему (по характеру воздействия) массажные манипуляции с применением достаточно разнообразных по природе средств воздействия (гидромассаж, электромассаж, вибромассаж, пневмомассаж и т. д.), что расширяет возможности использования их в восстановительных и иных целях. При варьировании и комбинировании различного рода массажных процедур их совокупная действенность может существенно возрастать. В сочетании с массажными маслами, спортивно-специализированными растирками, водными и тепловыми процедурами массаж с достаточным основанием относят к числу исключительно действенных факторов ускорения восстановительных процессов после спортивных нагрузок. Вместе с тем массаж является одним из эффективных средств обеспечения оперативной готовности к нагрузкам, профилактики травматизма, улучшения самочувствия [3].

Использование внешнесредовых условий и технических средств обеспечения подготовки спортсмена. Стремление как можно полнее придать подготовке спортсмена эффективность не могло не затронуть и условия среды, в которой она развертывается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: