double arrow

Динамика нагрузок и соотношение работы различной преимущественной направленности в процессе многолетнего совершенствования

Рациональное построение многолетней подготовки во многом обусловлено целесообразным соотношением различных ее видов, работы различной преимущественной направленности, динамикой нагрузок. От этапа к этапу изменяется соотношение различных видов подготовки. На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 80-90 % общего объема тренировочной работы. Доля специальной подготовки невелика и обычно не превышает 15 % общего объема работы. Этап специализированной базовой подготовки характеризуется значительным изменением соотношения видов подготовки: существенно возрастает доля специальной и уменьшается - общей. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей изменяется соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с одной стороны, и специальной - с другой, в сторону преобладания последней. Специальная подготовка может достигать 60 % и более общего объема работы. На заключительном этапе подготовки - этапе сохранения достижений - не происходит существенного изменения соотношения видов подготовки: остается исключительно высокой доля специальной, до минимума сводится доля общей. Однако соотношение различных видов подготовки может существенно изменяться в зависимости от специфики конкретного вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, состава средств и методов тренировки.

В процессе планирования многолетней тренировки большое значение имеет строгое соблюдение принципа постепенности повышения тренировочных нагрузок. В современной спортивной тренировке чаще всего наблюдается постепенный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. В этом случае тренировочные нагрузки на всех этапах подготовки полностью соответствуют функциональным возможностям спортсмена, что способствует планомерному повышению подготовленности.

Путями повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть параллельное увеличение объема и интенсивности работы, процента интенсивной работы в ее общем объеме, преимущественное возрастание отдельных из указанных параметров при стабилизации или даже уменьшении других.

Обычно первый, второй и третий этапы многолетней подготовки характеризуются преимущественно увеличением объема тренировочной работы, который часто в конце третьего этапа достигает 70-80 % максимальных величин. В дальнейшем при более медленном увеличении общего объема тренировочной работы резко возрастают ее интенсивность и процент интенсивной работы в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы может колебаться в широких пределах, обычно в диапазоне 15-30 %, а увеличение интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10-15 %. Однако эти величины могут значительно колебаться [5].

Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок все чаще применяется в практике подготовки выдающихся спортсменов. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протяжении первых трех этапов многолетней тренировки нагрузки возрастают постепенно. Затем при наступлении этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей резко (часто в 2 раза и более) увеличиваются нагрузки по всем направлениям. При таком планировании динамики нагрузок принципиально важно, чтобы скачок в нагрузках совпал с переходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демонстрации наивысших достижений. В этом случае спортсменам в течение одного года нередко удается добиться выдающихся результатов. При такой динамике нагрузок резервы роста достижений в последующие годы в основном относятся к сфере качественных характеристик тренировочного процесса. Поэтому процесс в дальнейшем преимущественно связан с повышением подвижности, устойчивости и экономичности в работе функциональных систем, совершенствованием технико-тактического мастерства, психических возможностей и др. Что же касается показателей, отражающих мощность функциональных систем, то здесь существенного прогресса достигнуть не удается.

Резко выраженный скачкообразный прирост нагрузок, характерный для подготовки отдельных выдающихся спортсменов в различных странах мира, особенно в Германии, в настоящее время не имеет еще достаточного научного обоснования и отработанной методики. Достаточно ясно только положение, что скачкообразный прирост нагрузок должен быть подготовлен относительно планомерным их увеличением на этапах начальной, предварительной и специализированной базовой подготовки. На этих же этапах, когда еще трудно с уверенностью сказать о перспективах юного спортсмена, выявить его функциональные резервы, прогнозировать будущие достижения, его подготовка носит относительно планомерный характер [3].

Эффективность скачкообразной динамики нагрузок вовсе не означает отказа от равномерного прироста нагрузок даже на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Этот вопрос решается отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от вида спорта, пола, а также от возраста спортсмена, его индивидуальных возможностей и характера предшествовавшей подготовки.

Имеются существенные различия в предрасположенности спортсменов различного возраста к работе той или иной преимущественной направленности. Подростки (13-14 лет) в наибольшей мере предрасположены к работе аэробной направленности. Скоростно-силовые упражнения, обеспечиваемые в основном анаэробными источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повышается способность успешно переносить работу, требующую проявления максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, скоростно-силовых качеств. Что же касается работы аэробной направленности, то предрасположенность к ее выполнению возрастает в значительно меньшей степени, а у многих спортсменов стабилизируется вообще. Наивысшая предрасположенность к скоростно-силовой и анаэробной работе наблюдается у мужчин в возрасте 20-25 лет, а у женщин - в возрасте 18-22 лет.

Рассматривая соотношение работы скоростно-силовой направленности на различных этапах подготовки, следует указать, что специальные скоростно-силовые возможности в наибольшей мере развиваются в возрасте 18-25 лет. Включать в подготовку юных спортсменов напряженную силовую работу нецелесообразно, так как она предъявляет к их организму непосильные требования. Кости, связки и нервная система еще не готовы к такой работе, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно-двигательного аппарата и нервной системы [6].

Соотношение работы, направленной на развитие физических качеств и эффективность различных двигательных действий, существенно различается в зависимости от возраста и половых особенностей спортсменов. Отдельные качества и способности достигают околопредельных величин быстрее, другие - медленнее. У женщин в большинстве случаев отмечаются более высокие темпы прироста по сравнению с мужчинами; по отношению к различным качествам и способностям отмечаются периоды более интенсивного (так называемые сенситивные периоды) и менее интенсивного развития. Обычно рекомендуется совмещать средства интенсивного педагогического воздействия, направленные на совершенствование различных качеств и способностей с периодами естественно повышенных темпов их развития. В этом случае отмечается наибольшая эффективность физического совершенствования спортсменов. Однако этот процесс на различных этапах многолетней подготовки должен быть органически увязан со становлением других сторон подготовленности - технической, тактической, психической, предусматривать интегративное совершенствование различных сторон подготовленности и отдельных компонентов спортивного мастерства. На практике это приводит к тому, что интенсивная работа над развитием разных физических качеств далеко не всегда совмещается с периодами естественно повышенных темпов их развития.

Следует учитывать и тот факт, что применение современных средств и методов тренировки приводит к значительному смещению в сторону большего возраста периодов максимального проявления различных двигательных качеств и возможностей функциональных систем. Проиллюстрировать это можно на примере динамики показателей максимального потребления кислорода у лиц, не занимающихся спортом, и высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в видах спорта, связанных с проявлением выносливости.

При планировании соотношения работы разной направленности в процессе многолетней подготовки необходимо учитывать темп увеличения длины тела, рук, ног, поперечных размеров тела в различном возрасте. Резкое увеличение основных параметров нагрузки нарушает сложившиеся в результате предшествовавшей подготовки взаимоотношения двигательной и вегетативных функций, требует существенной коррекции спортивной техники и т. п. Особенно сложным в этом отношении является возраст 11-13 лет у девочек и 14-16 лет у мальчиков, характерный наибольшим приростом длины тела и конечностей.

Полноценное решение задач тактической и психологической подготовки может быть осуществлено частично на третьем и, особенно, на четвертом и пятом этапах многолетней подготовки, когда у спортсмена для этого созданы необходимые технические предпосылки, обеспечен должный уровень развития двигательных качеств, имеются соответствующие опыт и знания.

Построение подготовки в олимпийских (четырехлетних) циклах

Выделение в структуре подготовки спортсменов высшего класса четырехлетних циклов вызвано необходимостью организации планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определяемых целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетия.

Основной особенностью построения подготовки в четырехлетнем олимпийском цикле является то, что каждый последующий год подготовки отличается от предыдущего не только более высокой суммарной нагрузкой, но и повышением ее специфичности - увеличением доли специальной подготовки в общем объеме работы, расширением соревновательной практики, изменением характера средств и методов подготовки. Это можно проследить на материале как общих, так и специфических параметров подготовки спортсменов [2].

Важно отметить, что отличия в подготовке на разных этапах олимпийского цикла касаются не только обшей динамики нагрузок и соотношения работы различной преимущественной направленности. Неодинакова и общая стратегия подготовки в разные годы четырехлетия. Например, подготовка в течение первых двух лет может быть связана с коренными изменениями в спортивной технике и тактике, переводом функциональных возможностей спортсменов на совершенно новый уровень. В спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании могут полностью меняться программы, в единоборствах - вноситься кардинальные изменения в технику и тактику и т. п. При этом результаты участия в крупнейших соревнованиях сезона не имеют принципиального значения. Третий и четвертый годы подготовки требуют изменения стратегических задач в сторону обеспечения полноценной специализированной подготовки к главным соревнованиям года.

Конец формы

Начало формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: