Социальная перцепции и установки на общение

Завоевание и удержание определенной социальной позиции в коллективе зависят от многих факторов: степени скомпенсирован-ности дефекта, уровня физического и психического развития, мо­ральных, волевых, интеллектуальных качеств и т.д.

В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адек­ватно воспринимать и понимать партнеров по общению.

В работах социальных психологов, посвященных интерперсональной перцепции, утверждается, что первое впечатление о парт­нере по общению основано на визуальном восприятии. Визуаль­ный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исход­ным для понимания человеком человека. Именно со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают сим­патии и антипатии. От него зависит стремление к повторным встречам или уклонение от них.

Отсюда можно сделать вывод, что утрата или глубокое нарушение зрения, препятствующие видению лица партнера по общению и других его внешних качеств, восприятию мимических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимае­мых признаков, затрудняют процесс общения. Слепой человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих.

В тифлологической литературе рассматриваются возможные пути компенсации последствий отсутствующего или глубоко нару­шенного зрения.

Одни авторы склонны считать, что единственным средством восприятия слепыми партнеров по общению является слух (В.С Сверлов и др.). По их мнению, голос собеседника и его особенности (тембр, громкость, высота), как и особенности речи (структура, лексика, темп, интонация), позволяют составить представление о физическом (возраст, рост, пол, комплекция) и психологическом (эмоциональное состояние, волевые и интеллектуальные черты характера и т.д.) облике воспринимаемого человека.

Другие авторы высказываются в пользу полисенсорного вос­приятия, то есть восприятия слепыми партнеров по общению при помощи ряда сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). Эта концепция хорошо подтверждается эксперимен­тальными данными П.М. Залюбовского, показавшего, что при опознании людей слепые пользуются не только слухом, ориентиру­ясь на голос или походку (в 80—90% случаев), но и обонянием (З3%) и осязательной информацией (16% случаев).

Однако независимо от того, по каким каналам получает инвалид по зрению информацию, важнейшими остаются следующие вопросы: в какой степени зрение адекватно отражает сущность партнера по общению и в какой мере этот процесс нарушается при слепоте? Возможно ли правильное восприятие и понимание чело­веком человека при отсутствии зрения? Как зрячие воспринимают и понимают слепых?

Прежде всего отметим, что как при нормальном, так и при на­рушенном зрении восприятие человека человеком осуществляется полисенсорно, то есть в нем участвуют зрение, слух, осязание и обоняние. Нетрудно представить себе ситуацию, когда положи­тельное впечатление, возникшее на основе зрительного восприя­тия, может быть сведено на нет, вплоть до возникновения антипатии. Речь идет о слуховом (неприятный тембр голоса, дефекты речи), осязательном (холодная, влажная рука, вялое рукопожатие) и обонятельном (неприятный запах) восприятии.

Следует подчеркнуть, что восприятие любой модальности - это субъективный образ объективного мира. Внешние воздействия преломляются в нашем сознании, их результаты во многом обус­ловлены субъективными особенностями внутреннею мира челове­ка — его опытом, эмоциональным и физическим состоянием, гото­вностью к восприятию, установками и т.д.

Из сказанного следует, что восприятие человеком человека на основе зрения или какой-либо иной чувственной основе неизбеж­но несет в себе элементы субъективности и информация, получаемая таким образом, далеко не всегда отражает существенные приз­наки партнера по общению.

Очевидно, что никто не будет отрицать, что восприятие чело­веком человека при слепоте, существенно ограничивающем поток поступающей информации, затрудняет обратную связь, столь необ­ходимую для общения. Но это не может принципиально изменить процесс социальной Перцепции, лишить слепою человека возмож­ности воспринимать окружающих ею людей.

Для того, чтобы проникнуть во внутренний мир человека, рас­крыть для себя его сущность, чувственно получаемая информация требует проверки в совместной деятельности. Только поступки, по­ведение человека в различных ситуациях раскрывают его сущность, повиляют попить и оценить ею достоинства и недостатки. Поэто­му именно поведение служит падежной основой межличностных контактов, тем более что в обшей массе слепые, за исключением ослепших в зрелом возрасте, как правило, внешним обликом парт­неров по общению (абрисом лица, цветом волос, глаз и т.п.) не интересуются. Полому говорить о необходимости возмещения отсутствующих данных такого рода, видимо, нет смысла.

Выше уже была отмечена зависимость интерперсональной пер­цепции от установок личности. Помимо общих для нормально ви­дящих и инвалидов но зрению установок, слепота, а точнее, неу­дачные попытки общения со зрячими ведут к формированию у слепых неадекватной установки. Речь идет о том, что слепые избе­гают зрячих, стремятся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами но несчастью. Такого рода отрицательные установки наблюдаются и при других дефектах. Вот что по этому поводу пишет в одном из очерков В.М. Дорошевич: «Увечному человеку нет большего утешения, как такого же увечною встретить. Уверяю вас, что человеку на одной ноге даже противно смотреть на человека, у которого две ноги. Как нам на урода. Тогда как вид одноногого человека в нем возбуждает радость; «Наш брат, одноногий!»

Следует помнить, что некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за ложного чувства своей малоценности и очень часто имеющих еще, к сожалению, место неадекватных установок здоровых людей но отношению к инвалидам. Отметим, что установка на то, чтобы избегать общения со зрячими, может быть следствием отсутствия навыков поведения в обществе и осознания своих кос­метических дефектов (отсутствие глазных яблок, шрамы на липе и др.). Преодоление подобной установки, выработка правильного от­ношения к себе и своему дефекту, адекватной самооценки, исполь­зование всех сохранных анализаторных систем в процессе социаль­ной перцепции и т.д. — предпосылки, которые обеспечивают сле­пому надежные и прочные социальные контакты.

Поскольку слепые живут в мире зрячих и должны общаться с ними, поскольку общение — процесс двусторонний, следует проа­нализировать особенности восприятия зрячими инвалидов но зре­нию. Такой анализ позволяет выделить специфические моменты, возникающие во время общения зрячих со слепыми, обусловлен­ные как объективными, так и субъективными причинами.

Прежде всего нужно отметить, что инвалид по зрению, как и другие лица. Имеющие визуально воспринимаемые дефекты, ока­зывается объектом чрезмерно пристального внимания со стороны зрячих. При отсутствии соответствующего воспитания это внима­ние проявляется в нетактичном (и ощущаемом) рассматривании слепого, постановке травмирующих его вопросов или в уклонении от общения.

Другим камнем преткновения являются объективные труднос­ти, возникающие при попытке распознать по внешним признакам (например, выражению липа) внутреннее состояние слепого парт­нера по общению, установить его отношение к себе и споим выс­казываниям. Маскообразное выражение лица слепых, особенно слепорожденных, невидящие ИЛИ закрытые темными очками «зер­кала души» — глаза, отсутствие обычных при общений зрячих внешних выразительных движений затрудняют понимание зрячим слепого партнера по общению. Иллюстрацией этого положения может служить описанная М. Ю. Лермонтовым в «Тамани» попыт ка героя повести установить контакт со слепым: «Итак, я начал рассматривать лицо спелого, но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?» Наконец, следует отметить, что у зрячих, так же как и у слепых, довольно часто формируются субъективные и неадекватные установки. Это либо негативная установка на избегание слепых, либо псевдоположительная установка, проявляюща­яся в жалости к слепому, стремлении взять его под опеку. И та и другая установка обусловлена самыми различными причинами, и
прежде всего незнанием психологии слепых, их реальных возможностей, бытующими еще архаичными представлениями о слепых как несчастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях. Легкоранимые, тяжело переживающие свой дефект и тонко чувствующие отношение партнера по общению, инвалиды по зре­нию не остаются безразличными к подобным ситуациям, затрудняющим дальнейшие контакты, закрепляющим установку избегать общения со зрячими. Все это ведет к стремлению общаться преимущественно с товарищами по несчастью, к созданию микросоциума, состоящего из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму,
то есть уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни об­щества.

Реабилитационная работа со слепыми может быть достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитании у них чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что отсутствие зрения не является непреодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания человеком человека. Но, к сожалению, еще достаточно часты слу­чаи взаимного непонимания, формирования на основе негативного опыта неадекватных социальных установок, влекущих за собой ог­раничение межличностных контактов. В итоге важнейшая задача — реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе — оказывается решенной лишь частично.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что целенаправленное формирование установки на общение, овладение способами восприятия и понимания партнеров по социальным контактам по­зволяет существенно расширить сферу коммуникаций слепых и та­ким путем осуществить их социально-психологическую адаптацию и реадаптацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: