I. Деятельность и компенсаций

Человек как существо сознательное сформировался и выделил­ся из животного мира в процессе трудовой деятельности, совмест­ного изготовления и использования орудий груда, общении, в ходе которого от поколения к поколению передавался накопленный

опыт.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям, что и развитие в норме. Выработка ком­пенсаторных приспособлений, благодари которым восстанавлива­ются или замещаются нарушенные или утраченные функции, является лишь частным проявлением рефлекторной деятельности чело­века. С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, приро­дой и социальной средой, приходят в норму смещенные или нару­шенные связи и отношения. Благодаря этим приспособлениям ин­валид приобщается к деятельности. Развитие или восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из важнейших задач реабилитационной работы. Одновременно деятельность вы­ступает как непременное условие компенсации дефекта.

Участие в деятельности необходимо для восстановления утра­ченного слепым равновесия со средой, адаптации или реадаптации к условиям жизни без зрения.

Обычно взаимодействие оказывается эффективным при опре­деленном (нормальном) психофизическом состоянии.

Любой соматический дефект, а тем более стойкие необрати­мые анатомические изменения, особенно затрагивающие цент­ральную нервную систему, что имеет место при слепоте, препятст­вуют нормальной деятельности человека, снижают его активность и нарушают ход психического развития.

Уже давно стало аксиомой положение о социальной обуслов­ленности психического развития человека. Давно доказано, что, хотя каждая функция является продуктом деятельности определен­ного органа, подлинно человеческие психические функции склады­ваются в онтогенезе, в течение всей его жизни, причем решающи­ми условиями усвоения опыта являются активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения.

Отсюда следует, что компенсация и доразвитие психических функций (как частный случай развития) возможны лишь при во­зобновлении деятельности в новых условиях.

Роль деятельности в компенсации дефектов неоднократно подчеркивалась многими учеными, причем наиболее отчетливо се зна­чение было впервые показано в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Впоследствии зависимость компенсаторною при­способления от характера деятельности была подтверждена физио­логическими исследованиями, показавшими, что избирательное развитие компенсаторных процессов определяется требованиями, которые предъявляются индивиду жизнью.

Включение в деятельность в изменившихся условиях (при пол­ном или частичном нарушении возможности зрительной перцеп­ции) приводит к формированию нового способа поведения. На­пример, компенсаторные приспособления, обеспечивающие ориен­тации в пространстве, возникают в тех случаях, когда слепой ак­тивно и самостоятельно овладевает пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услу­гами сопровождающих, ориентировочные навыки не формируются. Кроме того, включение в деятельность приводит к функ­циональным изменениям, обеспечивающим компенсаторное при­способление (например, к снижению различительных порогов сох­ранных анализаторных систем).

Среди большого количества работ, посвященных исследованию роли деятельности в компенсации дефектов зрения, особое место занимает монография М.И. Земцовой «Пути компенсации слепо­ты». В ней экспериментально подтверждено, что деятельность в различных ее вилах является решающим условием как для преодо­ления преград, встающих на пути психического развития при ран­них нарушениях зрительных функций, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при поздней слепоте.

М.И. Земцова приводит яркие примеры положительного влия­ния включения слепых в интересный общественно полезный труд. «Наши наблюдения, — пишет М. И. Земцова, — показывают, что когда ослепшие включаются в интересующий их общественный труд, то их самочувствие заметно улучшается. Их охватывает чувст­во радости, бодрости, удовлетворенности успехами труда, у них ук­репляется пера в своп возможности и силы, постепенно сглажива­ются и ослабевают болезненные проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией личности на слепоту».

Далее она подчеркивает, что «осознание своей работы кик соци­ально значимой части общенародного дела расширяет творческие возможности, таящиеся в организме человека, и оказывает реша­ющее влияние на процессы компенсации».

Включение в деятельность слепорожденных или рано потеряв­ших зрение также благотворно влияет на компенсаторное приспо­собление. Участие в игровой, а зятем учебной и трудовой деятель­ности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций. Раннее включение слепых детей в познава­тельную деятельность способствует коррекции и компенсаций на­рушенных функций.

Известно, что развитие компенсаторных приспособлений часто начинается спонтанно и происходит стихийно; Однако наиболее благоприятной почвой для их развертывания служит выполнение какой-либо деятельности, В этой связи интересным представляется выделенный С.Т. Геллерштейном вопрос о роли трудовой терапии п реабилитационной работе с инвалидами по зрению.

В.М. Коган показал, что выработанные стихийно компенсаторные приспособления не обнаруживают тенденции к переносу и

обобщению.

Более того, спонтанное развитие компенсаторных приспособ­лении сопряжено с известным риском появления псевдокомпенсаторных приспособлении. Например, при ориентации в пространст­ве тотально слепые резко откидывают голову назад, предохраняя ее от возможных ушибов при столкновениях с находящимися на пути предметами, а частичнозрячие с выпадением нижних половин по­лей зрения, наоборот, резко наклоняют голову вниз, То и другое способствует ориентировке, но вместе с тем ведет к деформации шейных отделов позвоночника. В то же время в ходе управляемой ориентации можно сформировать приемы ориентировки в прост­ранстве, исключающие появление неблагоприятных последствий.

Не изменяя своей сущности, сохраняя основные формы (игра, учение, труд и др.), деятельность как проявление внутренней и внешней (психической и физической) активности человека при глубоких нарушениях зрения приобретает дополнительную компен­саторную функцию. Одновременно слепота и слабовидение обусловливают определенную специфику деятельности и вносят в нее некоторые ограничения.

Специфика деятельности при глубоких нарушениях зрения за­ключается прежде всего визменении характера сенсорного контро­ля. В норме движения и действия первоначально контролируются визуально. Только по мере автоматизации навыку контроль начи­нает осуществляться при помощи мышечного чувства. При глубо­ких нарушениях зрений зрительный контроль оказывается недоста­точным. При тотальной слепоте он вообще отсутствует. Иными словами, в структуре действия, включающей исполнение, контроль и регулирование, страдает среднее звено. В результате компенса­торного приспособления рука слепого начинает выполнять не только рабочие функции, но и функции контроля. При наличии форменного зрения контроль в зависимости от характера операции и объекта деятельности может осуществляться либо гаптически (осязательно), либо визуально, а в ряде случаев при совместной де­ятельности зрения и осязания.

Кроме того, дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, поскольку многие операции и виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля (вождение автомобиля, занятия живописью и т.п.). Одновременно следует помнить, что существует большое количество операций, осуществление которых возможно без зрительного контроля, но противопоказано инвалидам по зрению. К ним относятся трудовые операции, неблагоприятно влияющие на кожно-механическую и слуховую чувствительность (например, металлоштамповка и др.), Выполнение таких операций частичнозрячими и слабовидящими потребовало бы от них большого напряжения зрения.

Чрезвычайно важно при включении инвалидов по зрению в деятельность учитывать их повышенную утомляемость, а также ча­сто сопутствующие нарушениям зрения многочисленные дефекты (заболевания центральной нервной системы, нарушения опорно- двигательного аппарата и др.).

Тем не менее многие виды физического и интеллектуального труда могут выполняться при отсутствии зрения или его глубоких нарушениях.

В связи с тем, что контингент слепых и слабовидящих чрезвы­чайно разнообразен как по состоянию зрительных функций, так и по общесоматическому состоянию, при включении в деятельность должна учитываться их работоспособность. Знание возможностейслепых и слабовидящих позволяет своевременна предупреждать утомление, развивать выносливость, подбирать соответствующие виды физического и интеллектуального труда, т.е. правильно вести работу по профориентации и профотбору.

Под работоспособностью понимается потенциальная возмож­ность результативно действовать в дозированный временной инте­рвал. Одновременно работоспособность является процессом, харак­теризующимся фазами врабатываемости (повышение производительности), устойчивого уровня и падения продуктивности (утомление).

Для учебно-трудовой деятельности школьников с поражением зрительной сферы особое значение приобретают частные виды ра­ботоспособности: зрительная и интеллектуальная.

Зрительная работоспособность определяется как способность к выполнению деятельности, протекающей пол неослабным зритель­ным контролем, длительность и продуктивность такой работы обу­словливают Возможности учащихся в осуществлении заданий, свя­занных с интенсивным включением зрительной системы. Интелле­ктуальная работоспособность предполагает определение возможно­стей и выполнении мыслительной деятельности, исключающей участие зрения или сводящей это участие до минимума.

Соотношение указанных видов работоспособности, наряду с офтальмологическими характеристиками, является определяющим фактором при подборе оптимальных режимов и видов работы для слепых и слабовидящих.

Включение в деятельность является основным условием ком­пенсации и реабилитации инвалидов по зрению, тем необходимым фоном, на котором проявляются и становятся действенными мно­гочисленные психологические и социальные факторы их адаптации к новым условиям жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: