Организационная система

Выше уже отмечалось, что в середине XX в. сформировался сис­темный подход к изучению организаций, позволивший рассмат­ривать их в единстве всех составляющих элементов, подсистем и процессов. В его основе лежит общая теория систем, главный вклад в которую сделали такие ученые, как В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Дружинин, Дж. Лорш, П. Лоуренс, В.Н. Садовский, А. Чандлер, Э.Г. Юдин. Базовым понятием этой теории является сис­тема. Система — это то, что нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-то конкретную задачу иссле­дования, планирования и управления» (Берг А.И. Информация и управление. — М.: Экономика, 1966. С. 11—12). В первых работах по общей теории систем главное внимание уде­лялось рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение целей и получение результата. Такой подход сформировал представление об организации как о закрытой системе. По мере усложнения свя­зей организаций с внешней средой акцент в работах по системно­му представлению организаций переносится на выявление и опи­сание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сфор­мировались черты модели организации как открытой системы. Таблица 1.5 Организация как открытая система
Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы
Связи Компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспе­чивает устойчивость и придает системе стабильность; для систем характерна иерархичность построения структур, т.е. наличие в них подсистем
Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в сис­теме и выходом из нее, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых достигается результат
Процесс в систем одновременно осуществляется ряд процессов/каждый из которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, превращают их в продукты и услуги
Холизм и эмерджентные свойства Система — целостность (англ. holism, греч. holos — целое), проявляющая свойства, которые возникают только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифициро­вать, т.е. отличить от других явлений, не входящих в систему; для этого надо определить границы, отделяющие систему от окружа­ющей среды
Окружение Явления и факторы, которые, не являясь частью системы, суще­ственно влияют на нее. Они образуют окружающую среду системы и своим воздействием могут менять ее поведение
Концепция Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотно­шения с внешним окружением. В связи с этим объектом изучения являются факторы как внешней, так и внутренней среды.

Ни одна из существующих теорий не может претендовать на то, что единственно она дает правильное описание работы организации. Скорее имеется целый спектр теорий, трактующих проблемы организаций. Такая сложная вещь, как организация, имеет множество аспектов, для исследования которых. приходится привлекать знания из различных дисциплин. Более того, организации столь многообразны как по размерам, так и по назначению, что говорить просто об “организации” было бы грубым упрощением.

Чтобы определить то новое, что дает теория многоуровневых систем, необходимо сопоставить эту теорию с некоторыми наиболее важными течениями.
Теории организаций можно разделить на три категории: классические (структурные), поведенческие (мотивационные) и системно-ориентированные. Мы прежде всего сопоставим эти направления, а затем укажем тот вклад, который дает многоуровневый системный подход в решение следующих вопросов:
1) характерные особенности отдельно взятых членов организации— ее участников;
2) способ отображения структуры организации;
3) применимые в этой области инструменты и методы исследования.

Участники

Классическая теория имеет тенденцию рассматривать участника организации просто как “инструмент”, выполняющий порученную задачу. При этом молчаливо предполагается, что участника побудили (кнутом или пряником) играть предписанную ему роль; его задача просто-напросто состоит в том, чтобы наиболее эффективным образом выполнить свое задание.
Теория поведения (мотивации) проявляет особый интерес к участникам организации. Она в значительной степени рассматривает члена организации безотносительно к тому, какое место в организации он занимает; короче говоря, теория акцептирует свое внимание скорее на его личных качествах, нежели па его роли в организации.
В системно-ориентированных подходах, таких, как промышленная динамика, вообще говоря, отсутствует четкое выделение участников. Функционирование всей системы в целом описывается в динамических терминах (посредством подходящих уравнений или имитационных моделей). При этом ее эволюция исследуется без учета в явном виде влияния человеческих факторов.

Структура

Структура организации в классической теории считается статичной. Организационная структура, отражает иерархию соподчиненности ее членов. При этом различным элементам предписаны конкретные цели.
При подходе с точки зрения теории поведения акцент делается на участниках как членах неформальной группы (аналогия с “групповой динамикой”). Иерархическая структура рассматривается лишь косвенно, причем молчаливо предполагается, что она играет второстепенную роль.
В системно-ориентированных подходах иерархической структуре также отведено второстепенное место. Основной объект рассмотрения — общая эволюция системы во времени. Иначе говоря, система может иметь любую структуру, лишь бы она обеспечивала нужную зависимость между входом и выходом.

Методология

Классический подход основывается па наблюдениях за действительными процессами и на приобретенном опыте по выполнению определенных задач в реальных организациях. Язык и основные понятия в значительной мере заимствованы из классической механики.
При поведенческом подходе за основу берутся наблюдения за психологическими реакциями и действиями (поведением) участников.

Намеченная выше классификация не предполагает наличия четких границ между различными организационными теориями; имеются подходы, сочетающие характеристики двух и более классов.

Наиболее плодотворным является подход Саймона. В нем участник организации рассматривается как лицо, имеющее право принимать решения. В указанном подходе используются представления современных психологических теорий, касающихся решения задач человеком.

Другой подход, объединяющий признаки двух направлений,— применение теории игр.

Место теории многоуровневых систем

Теория многоуровневых систем имеет много общего со всеми тремя перечисленными выше направлениями:

1) она акцентирует внимание па иерархических структурах в смысле организационных блок-схем классической теории; иерархическое расположение элементов, принимающих решение, рассматривается как одна из наиболее важных характеристик организации;

2) она рассматривает участника как систему, принимающую решение (или выбирающую цель) в смысле современных поведенческих или, более определенно, мотивационных подходов. В ней явным образом учитываются уровни удовлетворения и расхождения между действительными и операционными, фактически наблюдаемыми целями;

3) она явным образом учитывает тот факт, что важнейшей особенностью организации неизменно является ее “организующая” роль в налаживании взаимной связи подсистем, принимающих решения.

Потенциальные достоинства теории многоуровневых систем

Среди наиболее непосредственных потенциальных преимуществ, которые сулит применение теории многоуровневых систем к исследованию организации, можно указать на следующие:

1) она создает единую основу для различных подходов, вводя систему понятий и методов, посредством которых различные теории сравниваются, противопоставляются и взаимно дополняют друг друга;

2) она позволяет математически строго сформулировать как основные понятия, так и получаемые результаты;

3) она дает отправные точки для исследования различных аспектов и проблем анализа и проектирования организаций с помощью математических методов и моделирования на ЭВМ.

Сам подход, поскольку он основан на математических методах, прежде всего связан с такими структурными рассмотрениями, как коммуникация, управление, командование, координация и т. д. Нужно, однако, подчеркнуть, что основной его строительный кирпичик — элемент, вырабатывающий и принимающий решения (решающий блок),— стоит ближе к формализации типа добивающегося “удовлетворения” человека (по Саймону), чем к более ортодоксальному типу “человека-оптимизатора”. Поэтому это скорее “административный”, нежели “экономический” субъект.

56.ПОНЯТИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Понятие многоуровневой иерархической структуры нельзя определить одной краткой и сжатой формулировкой. Поэтому мы ответим на поставленный вопрос путем указания нескольких существенных характеристик, присущих всем иерархическим системам. К ним относятся: последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих данную систему (вертикальная декомпозиция); приоритет действий или право вмешательства подсистем верхнего уровня; зависимость действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения нижними уровнями своих функций.

Любая иерархия состоит из вертикально соподчиненных подсистем; это означает, что вся система представляет собой семейство взаимодействующих подсистем, как показано на рис. 6.1. Под “системой” или “подсистемой” здесь понимается просто осуществление процесса преобразования входных данных в выходные. Это преобразование может либо быть динамическим, протекающим чаще всего в реальном масштабе времени процессом, либо представлять собой так называемую процедуру “решения проблемы”; в последнем случае: здесь мы имеем совокупность подлежащих выполнению операций, которые могут быть выполнены в разное время и в разной последовательности (системы с недетерминированным алгоритмом).

Рисунок 6.1. Вертикальное взаимодействие между уровнями иерархии.

На деятельность подсистемы любого уровня непосредственное и явно выраженное воздействие оказывают вышерасположенные уровни, чаще всего ближайший старший уровень. Это воздействие носит для нижележащих уровней обязывающий характер и в нем находит свое выражение приоритет действий и целей более высоких уровней. воздействие на более низкие уровни- вмешательство. В системах с детерминированным алгоритмом выполнения вмешательство обычно проявляется в виде изменения параметров подсистем нижележащего уровня. В системах же с недетерминированным алгоритмом выполнения приоритет действий задает последовательный порядок получения решений на разных уровнях.


Хотя вмешательство (приоритет действий) направлено сверху вниз, в виде отдачи приказов или команд, успешность действия системы в целом и фактически элементов любого уровня зависит от поведения всех элементов системы. Качество работы всей системы обеспечивается обратной связью, т. е. реакциями на вмешательство, информация о которых направляется снизу вверх.

57.Основные типы иерархий
Для классификации иерархий введены три понятия уровней:
- уровень описания, или абстрагирования;
- уровень сложности принимаемого решения;
- организационный уровень.


Основная дилемма при описании систем состоит в нахождении компромисса между простотой описания и необходимостью учета многочисленных поведенческих характеристик. Одним из путей разрешения данной системы является иерархическое описание, при котором система задается семейством моделей, каждая из которых описывает поведение системы с точки зрения различных уровней абстрагирования (то есть для каждого уровня существует ряд характерных особенностей и переменных, законов и принципов, с помощью которых и описывается поведение системы). Чтобы такое иерархическое описание системы было эффективным, необходима как можно большая независимость моделей для различных уровней системы. Уровни абстрагирования системы называют стратами. А процесс расчленения системы на страты, характеризующие технологические, информационные и экономические аспекты называют стратифицированием системы.

Модель автоматизированного промышленного комплекса может быть представлена на трех стратах:
- физические процессы обработки материалов и преобразования энергии;
- управление и обработка информации;
- экономика производства с точки зрения его производительности и прибыльности.

На каждой из страт мы имеем дело с основным физическим продуктом. При этом на первой страте он рассматривается в качестве физического объекта обработки, на второй – в качестве объекта управления, а на третьей – в качестве товара.

Стратифицированные описания обладают следующими характеристиками:
1. Выбор страт, в терминах которых описывается данная система, зависит от наблюдателя, его знания и заинтересованности в деятельности системы, хотя для многих систем некоторые страты кажутся естественными, внутренне им присущими.
2.Аспекты описания функционирования системы на различных стратах в общем случае не связаны между собой, поэтому принципы и законы, используемые для характеристики системы на любой страте, в общем случае не могут быть выведены из принципов, используемых на других стратах.
3. Существует ассиметричная зависимость между условиями функционирования системы на различных стратах.
4. На каждой страте имеется свой собственный набор терминов, концепций и принципов.
5. Понимание системы возрастает при последовательном переходе от одной страты к другой: чем ниже мы спускаемся по иерархии, тем более детальным становится раскрытие системы, чем выше мы поднимаемся, тем яснее становится смысл и значение всей системы.

Другое понятие иерархии относится к процессам принятия сложных решений. Основная дилемма принятия решения заключается в том, что, с одной стороны, необходимо решение принимать немедленно, а с другой стороны, прежде чем приступать к действиям необходимо лучше понять ситуацию. При принятии решений в сложных ситуациях разрешение этой дилеммы ищут в иерархическом подходе. Сложная проблема принятия решения разбивается на семейство последовательно расположенных более простых проблем Di, i=1,…,n, так что решение всех подпроблем позволяет решить и исходную проблему P. Такая иерархия называется иерархией слоев принятия решений, а вся система – многослойной системой (принятия решений).

Третье понятие иерархии подразумевает, что:
во-первых,система состоит из семейства четко выделенных взаимодействующих подсистем;
во-вторых, некоторые из подсистем являются элементами, принимающими решения (решающими);
в-третьих, решающие элементы располагаются иерархически (то есть некоторые из них находятся под влиянием или управляются другими решающими элементами.

В такой системе уровень называется эшелоном. А сама система называется многоэшелонной, многоуровневой или многоцелевой.
По характеру иерархического расположения образующих систему элементов различают следующие системы принятия решений:
- одноуровневые одноцелевые системы;
- одноуровневые многоцелевые системы;
- многоуровневые многоцелевые системы.

Для первых на фоне концептуальной простоты (отсутствии внутренних конфликтов) техническое решение проблемы принятия решения может быть очень сложным ввиду многомерности укрупненной задачи. Для вторых важной особенностью является возможная необходимость разрешения конфликта между решающими элементами. А для третьих определяющим фактором является существование высшего командного элемента.
Рассмотренные понятия уровня имеют каждое свою область применения: концепция страт введена для целей моделирования, концепция слоев – для вертикальной декомпозиции решаемой проблемы на подпроблемы, концепция эшелонов – для отражения взаимной связи между образующими систему элементами принятия решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: