double arrow

Типология детской литературы


В теории ред-ния отдельными типами выдел. Д. и худож. лит-ру + 8 типов понятийной лит-ры: производственная, справочная, учебная, научн., н/п, офиц-я, масс-политич., информац-я. ДЛ в свою очередь включает практически все из перечисл. типов взрослых.

Дифференциация на типы в ДЛ дост-но условна, особенно в массиве пр-ний для дошкольников и мл. школьников. НО: типы выдел. по основному целевому назначению. Самый изученный тип – это худ. лит-ра.

Худ. лит-ра. Ее целевое назнач-е – доставить эстетич. наслаждение, развивать и воспитывать. Д/этого типа хар-но жанровое разнообразие и тематич. широта. Спектр жанров и тем расширяется по мере взросления ребенка.

Научно-популярная лит-ра. На ряду с термином «н/п лит-ра» исп. «познавательная лит-ра» и «развивающая лит-ра». Целевое назнач-е: предост. сведения из разл. отраслей науки и формировать интерес к научному поиску. Авторы, кот. Пишут сегодня: Елена Масла, Алесь Бадак, Валентин Лукша… Главн. Темы: природа и история РБ.

Справочное изд-е — отобранные под опред. углом зрения содержания из разл. областей науки, техники, культуры с целью углубить и дополнить учеб. программу. Они сопутствуют школьной программе. 1 из задач — формирование у реб-ка с-мы знаний, их структурирование, отражение связей м\у ними. Эта лит-ра учит реб-ка собственно процессу познания, расширяет кругозор, формирует информац. культуру чит-ля. Предполагает сплошное последовательное чтение, в отличие от взрослой справочной лит-ры.




Справочным изд-м д\детей свойственны:

—Занимательность

—Яркость изложения

—Образность языка

По-иному создаются типовые схмы статей.

Справочные изд-я д\детей объединяют в :

— энциклопедии

— энциклопедической словарь

— справочник

— словари

Самый древний вид издания – энциклопедия (18 в). Илл материал будет разный для разного возраста. Для мл читателей – сюжетно-образные иллюстрации, для старших – таблицы, схемы, графики.

Детские словари отличаются лишь объемом и принципами отбора материалов. Отбор мат обусловлен образоват программами. Всплеск развития 20-е годы 20-го века.

Учебная литература

Целевое назначение: обеспечение процесса обучения ребенка в условиях конкрет системы обр-я.

Х-ны:

– строгая систематичность,

– научность

– отсутствие гипотетич знаний

– особая методика изложения мат-ла, обусл возрастом читателя

Оптимальный возраст в созд учеб лит-ры – сотрудничество ученых и дет писателей. Сложность – обусловлена необходимостью соблюдать приемственность в знаниях.

В наше время появл альтернативные учебники, созданные разн авт коллективами.

Религиозная лит-ра

Целевое назначение: дать первонач сведения из сферы определенной религии.

Она родоначальница репертуара ДЛ. Первое пр-е, вошедшее в круг детского чтения – житие святых и поучения. Первые азбуки и буквари включ библейские тексты. Попул: «Библия в рассказах для детей», «Моя первая священная история», молитвословы, жития святых.








Сейчас читают про: