Общение как взаимоотношение между субъектами начинается с появления ребенка на свет.
В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация (то есть превращена в общественного человека) начинается с общения его с близкими людьми. например, Эльконин Д.Б. общение рассматривает как ведущий вид деятельности в развитии психики человека. Эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в котором он выступает с матерью в качестве субъекта общения. Развитие ребенка зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
В процессе общения ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое самосознание, сознание и мировоззрение.
Наибольшую значимость общение приобретает в системе образования, в обучении и воспитании детей. Общение в системе образования называют педагогическим. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители.
Общение имеет огромное значение в развитии общества. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение в обществе выступает как способ существования индивидов, и как способ развития этих индивидов.
|
|
Особенности общения индивидов в обществе изучаются в курсе «социальная психология». Но всегда это субъект-субъектные отношения. Человек как субъект общения имеет свои особенности. При таком общении люди обмениваются знаниями, интересами, чувствами и т.д.
Исследование психологических особенностей общения можно проводить посредством выделения его функций.
1. Обмен информацией. Обмен информацией осуществляется посредством знаковых систем.
Вербальная коммуникация – когда в качестве знаковой системы используется речь невербальная – другие знаковые системы.
Эффективность общения предполагает общий язык, образование, культура. Речь делится на внешнюю – ориентированную на других и внутреннюю – для себя.
Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная – на монологическую (в форме лекций, докладов) и диалогическую (разговор, поддерживаемый собеседниками).
Диалог предполагает уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность точек зрения; ориентацию на понимание и т.д.
В процессе общения встречаются такие виды диалога как фактический – обмен информацией для поддержания диалога (ритуал), информационный – обмен информацией; дискуссионный – столкновение точек зрения на обсуждаемый предмет; исповедальный – обмен чувствами и переживаниями.
В процессе восприятия и понимания большую роль играют установки, приводящие к возникновению эффектов ореола – это заранее сложившиеся представления о человеке, эффект новизны – более новая информация о человеке оказывается наиболее значимой. Эффект стереотипизации – это устойчивый образ явления, которым пользуются в общении как средством сокращения процесса познания человека.
|
|
Общение включает в себя такие способы воздействия друг на друга как заражение – это бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействия одного человека на другого.
Подражание – следование в поведении примеру, образцу.
Экзистенциальное одиночество связано, во-первых, с постижением себя как целостной реальности, соотнесения себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как причины его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание не у всех, а лишь у людей определённых профессий, тесно связанных с природой и т.п.
Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При её фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм.
В-третьих, у человека может остаться неудовлетворённой сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности.
Человек, переживающий самоотчуждение, осознаёт, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет, развитие остальных и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я».