Управление городской системой здравоохранения (принципы, функции, методы, структура)

См. вопрос № 95

Муниципальная система здравоохранения включает в себя:

- находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения;

- ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность);

- фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории города;

- муниципальные органы управления охраной здоровья населения.

Состав системы здравоохранения представлен на рисунке. Система управления учреждениями здравоохранения носит иерархический характер с прямым подчинением нижестоящего уровня управления вышестоящему.


Медицинские учреждения в городах, как правило, представлены многопрофильной поликлиникой (лечебно-профилактическим учреждением), стоматологической поликлиникой, несколькими или одним стационаром, пунктом скорой медицинской помощи. В систему здравоохранения городов входят также аппарат управления данной сферой (например, комитет здравоохранения), центр госсанэпидемнадзора, возглавляемый главным санитарным врачом, аптеки (в том числе расположенные при поликлиниках), врачебно-фельдшерские центры предприятий, организаций и учреждений. На территории города могут быть также расположены медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, частные фирмы, оказывающие медицинские услуги.

Главной целью организации системы муниципального здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения городских властей, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов.

Решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения возложено на муниципальные районы или городские округа. К ним отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарной авиации), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Органы городского управления организуют управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших администрациях городов либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения.

При городских и муниципальных органах здравоохранения могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности для определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов.

Органы городского и местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности.

Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлена широкая система льгот при оплате лекарственных средств (бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах), для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарственных средств.

Для муниципальных учреждений городская администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Одной из важных задач органов городского управления является организация санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения. Это доведение информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии районов проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, об их соответствии санитарным нормам и правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: