См. вопрос № 94

Деятельность городских (муниципальных) образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются городские органы управления образованием. На основании их решений органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.
Органам городского управления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием на территории города.
На территории муниципального образования (города) могут располагаться образовательные учреждения различного профиля и форм собственности. По формам собственности образовательные учреждения бывают муниципальными, государственными, ведомственными и частными. По профилю они делятся:
— на дошкольные;
— общеобразовательные (начальное, основное, полное среднее образование);
— начального и среднего профессионального образования;
— высшего профессионального образования;
— дополнительного образования детей и взрослых;
— внешкольные (дома и дворцы детского творчества и др.);
— специальные (коррекционные) для воспитанников с отклонениями в развитии;
— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— учреждения специальных видов обучения (музыкальные, художественные и др.).
В настоящее время проводится политика реформирования сферы образования, которая затрагивает и систему городских образовательных учреждений. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз; в случае набора нужного числа баллов (ЕГЭ). Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.).
Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях — от детских садов и до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан. Поскольку реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, происходит дифференциация содержания образования с его разноуровневым обучением. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизация управления: отсутствие четких требований, предъявляемых к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада, ранее существовавшие системы управления (нарушение системы материального снабжения отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это оказывает негативное влияние на муниципальную (городскую) систему образования.
Изменения в действующей системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности органов городского и местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможности поднять эффективность образования на должный уровень.