Этапы развития теории и практики менеджмента, культурные различия и особенности национальных школ и моделей менеджмента

Становление менеджмента как социально-экономической науки с широкими приложениями в практику относится к концу XIX - началу XX в. За период более чем столетнего развития в менеджменте сформировалось достаточно много научных направлений (подходов или школ). Они возникали и достигали апогея своего развития в разное время. Их многообразие и время возникновения не случайны, а обусловлены уровнем развития производительных сил в наиболее развитых в экономическом отношении странах, поскольку менеджмент является одной из важнейших сторон производственных операций. При этом важно отметить, что расцвет новой школы не означал отказа от идей и свертывания работ предшествующих школ. Просто новая школа, чье возникновение было вызвано требованиями производства, привносила наиболее свежие идеи в практику управления, оказывая на нее доминирующее воздействие.

Первые попытки теоретического обобщения накопленного управленческого опыта были ответом на потребности развития экономики в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту объемов предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, на рынки большой емкости и крупномасштабные организации в форме мощных корпораций. Развитие железнодорожного транспорта, телеграфной и телефонной связи активизировало процесс создания крупных организаций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в чекой и взаимосвязанной работе подразделений, управленцев и исполнителей на основе научно-обоснованных принципов и норм.

На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являютя законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Ответом на эти потребности за рубежом были работы Ф.У. Тейлора, А. Файоля и их последователей, сформировавши первые школы менеджмента.

Основатель школы научного менеджмента, американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915) в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» доказывал, что лучший менеджмент – это истинная наука, базирующая на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование, по его мнению, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности. Чтобы решить проблему роста производительности, Тейлор сформулировал четыре принципа управления трудом рабочих:

· научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· научный подход к подбору, обучению и развитию рабочего;

· кооперация с рабочими, обеспечивающая применение научного подхода;

· признание того, что работа и ответственность делятся между менеджерами и рабочими почти поровну.

Другой известный специалист в области менеджмента – Анри Файоль, французский предприниматель и администратор, основатель классической административной школы управления. Его самая известная книга – «Общий и промышленный менеджмент», опубликованная в 1916 г. Файоль первым предложил формализованное описание работы управляющих в организациях по их функциональным признакам и сформулировал принципы управления, ограничив их число лишь теми, которые наиболее часто использовал в собственной практике. Практическое применение принципов управления, которые традиционно рассматриваются как научная основа менеджмента, – это большое искусство, которое достигается только через опыт и практическую деятельность.

Теоретические работы Ф. Тейлора были продолжены инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предложения, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, – наиболее эффективный метод работы. Вебер считал, что всю организацию можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе и работу управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера.

Описанные положения характеризуют первый этап развития менеджмента – деловое администрирование (рис. 1).

В 20 – 30-е гг. ХХ в. В США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологи-ческого состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента – менеджмента человеческих ресурсов. Второй этап связан с именем энрике Мэйо, который является основателем школы человеческих отношений.

С процессным подходом связан третий этап развития менеджмента – этап менеджмента бизнеса, основной идеей которого является ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателей. Этот этап называют эмпирической (или прагматической) школой управления. Сущность работ этого направления можно свести к разработке практических рекомендаций предпринимателям и менеджерам, направленных на получение прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: