double arrow

Содержание. 1. Сущность и содержание теории управления

1. Сущность и содержание теории управления. 5

2. Этапы развития теории и практики менеджмента, культурные различия и особенности национальных школ и моделей менеджмента. 6

3. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние. 8

4. Цели и функции теории управления. 9

5. Функциональное разделение управленческого труда. 10

6. Система методов управления в социально-экономических системах и их использования в практической деятельности. 10

7. Условия и факторы результативной работы менеджера, культура и стиль менеджера. 12

8. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента. 14

9. Управление нововведениями и развитием теории управления. 19

10. Организационная культура как социально-психологический компонент организации. 21

11. Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. 23

12. Жизненный цикл организации. 24

13. Экономическое понятие собственности и ее основные формы.. 26

14. Типы и организационно-правовые формы предприятий. 27

15. Приватизация в Российской Федерации: цели, способы и результаты.. 31

16. Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики 32

17. Финансовая политика государства. 34

18. Фискальная политика государства. 35

19. Денежно-кредитная политика в современной России. 36

20. Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в российскую экономику. 40

21. Поддержка конкуренции и антимонопольная политика государства. 41

22. Содержание и особенности рынка труда в Российской Федерации. 43

23. Проблемы инфляции и безработицы в современной экономике. 44

24. Эффективность государственного регулирования в переходной экономике. 47

25. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции, место в финансово-кредитной системе. 50

26. Государственный кредит: сущность, функции, общие принципы государственного кредитования 51

27. Муниципальный кредит: сущность, функции, общие принципы муниципального кредитования 53

28. Федеральные финансовые институты.. 54

29. Муниципальные финансовые институты.. 57

30. Система налогов, формирующих государственный бюджет. 57

31. Система налогов, формирующих муниципальный бюджет. 59

32. Территория как объект управления: формирование, делимитация, изучение. 61

33. Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации. 62

34. Принципы и закономерности размещения хозяйственной деятельности. 64

35. Территориальная структура хозяйства России и отдельных регионов. 66

36. Место России в международном разделении труда. 67

37. Конституционные основы организации публичной власти в Российской Федерации. 69

38. Экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации 70

39. Понятие и принципы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации 70

40. Федеративное устройство Российской Федерации. 74

41. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения. 75

42.Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования 78

43. Структура и виды административно-правовых норм.. 78

44. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. 80

45. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации. 82

46. Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы 84

47. Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды.. 89

48. Источники гражданского права: понятие, виды, действие. 91

49. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. 92

50. Юридические лица как субъекты гражданского права и их виды.. 93

51. Право собственности и ограниченные вещные права. Способы их защиты.. 95

52. Понятие обязательства и способы его обеспечения. 96

53. Понятие, назначение сделки. Основные виды сделок. 97

54. Понятие и содержание трудового договора. 100

55. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения. 101

56. Аттестация государственного служащего. 102

57. Понятие муниципального служащего, правовой статус муниципального служащего. 105

58. Муниципальная должность: понятие и виды.. 106

59. Функции, методы и средства государственного управления. 107

60. Институт президентства в Российской Федерации. 110

61. Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении. 111

62. Система исполнительной власти в Российской Федерации. 114

63. Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации. 115

64. Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. 117

65. Основные теории местного самоуправления. 119

66. Муниципальная должность: понятие, характеристика. 121

67. Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации. 122

68. Организационные основы местного самоуправления. 123

69. Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 125

70. Основные направления региональной политики в Российской Федерации. 126

71. Структура управления регионом в условиях федерального государства. 128

72. Государственная региональная политика: основные цели, объекты и методы.. 128

73. Формирование регионального бюджета. Региональная казна. Межбюджетные трансферты 130

74. Налоговая система региона. 132

75. Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона. 134

76. Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории. 136

77. Подбор и отбор работников как функция управления персоналом.. 138

78. Оценка персонала как функция управления персоналом.. 139

79. Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом 140

80. Мотивация поведения и результатов труда персонала. 142

81. Управление карьерой как функция управления персоналом.. 143

82. Направления информатизации и инструментальные средства поддержки государственного и муниципального управления. 146

83. Локальные и распределенные базы данных, системы управления базами данных. 148

84. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления. 149

85. Целевая ориентация управленческих решений. 149

86. Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели. 150

87. Условия и факторы качества управленческих решений. 152

88. Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 153

89. Эффективность управленческих решений и контроль их реализации. 154

90. Сущность связей с общественностью и их организация в системе государственного управления 156

91. Организация связей с общественностью в системе муниципального управления. 158


1. Сущность и содержание теории управления

Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Целью управления является формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технические, социальные, экономические и т.п.), их структур, внешних и внутренних связей, саморазвитии и воздействия одна на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Объектом теории управления является как процесс управления, так и его механизм (рис. 4.1).


Рис. 1 − Объект теории управления

Предмет науки управления как междисциплинарной дисциплины предполагает, что основными методами ее исследования является системный подход, системный анализ управленческих явлений, который объединяет совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру общества в целом, представив его в качестве сложной системы. Однако смещение акцента на активное сознательное отношение человека к миру подтолкнуло к широкому исследованию проблем социального управления и психологии управления.

Важную роль в управлении играют информационные технологии и применение компьютерных систем, что существенно меняет содержание управленческого труда и значительно повышает уровень его эффективности.

Понятийный аппарат теории управления состоит из довольно обширного набора принципов и положений, которые могут быть воплощены в объектах любой природы – физической, биологической, социальной. Однако понятийный аппарат является абстрактным.

Сердцевину теории управления составляют понятия, отражающие в основном свойства и отношения, а не материальную природу их носителей. Однако теория управления будет приближаться к адекватному отражению механизмов упорядочения общественных явлений, если будут учитывать материальные и физические ограничения (природа, человек). В этом кроется одно из существенных затруднений, с которыми сталкивается кибернетика при рассмотрении механизмов социального управления.

Теория управления опирается на разные системы знаний, которые можно представить как:

- управленческие аспекты наук;

- конкретные науки об отдельных сторонах управления;

- теория искусства управления.

Управленческие аспекты включают данные разных наук, описывающих основные черты управления. Так, в последние годы в управлении широко используются социологические науки (социология, социология управления, социология организации, психология управления и др.). В этой связи в управлении наиболее реалистичным является феноменальный подход по отношению к субъекту управления и управленческой ситуации в целом. Это означает, что ни один управленец не может претендовать на абсолютно точное восприятие реальности и вынужден ее интегрировать в меру своих знаний и интеллекта.

Теория управления существенно сменила акцент внимания на изучение ценностных ориентаций и установок людей той или иной системы; исследует отношения как «субъективно-объективные», так и «субъектно-субъектные».

Если теория управления изучает феномен управления как целостное комплексное явление (систему, процесс), то специальные науки своим предметом рассматривают законы и закономерности отдельных этапов процесса управления: планирования и прогнозирования; руководства, контроля, управления персоналом и т.д.

Теория искусства управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил управления. Она позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат. В последние годы активно изучается роль интуиции в процессе принятия решения.

Предмет теории управления является дискуссионным вопросом. Современная теория систем подтвердила великую истину диалектики, что целое имеет закономерности, не сводимые к закономерностям составляющих это целое компонентов. «Отдельные части тела лишь в своей сути то, что они суть. Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука», – утверждал Аристотель.

Предметом теории управления являются закономерности, присущие управлению в целом, не отдельным функциям или сторонам управления, а управлению, рассматриваемому как целостное, комплексное и конкретное социальное явление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: